Почему одним владельцам снесенных в Москве гаражей выплачивают деньги, а другим — нет? Этим вопросом задался один из слушателей Бизнес ФМ, член гаражного кооператива, который располагался около метро «Речной вокзал»
В редакцию Бизнес ФМ обратился слушатель Андрей. У него был гараж недалеко от метро «Речной вокзал» — всего там располагалось пять гаражных кооперативов. Но участок попал под программу комплексного развития территорий, боксы были снесены. Гаражный кооператив, в котором состоит Андрей, был последним — его снесли в марте, когда закончился договор об аренде земли, который власти расторгли. На этом месте теперь пустырь, огороженный забором, рассказывает Андрей:
«Не знаю, как у других ГСК [гаражно-строительный кооператив], но у нашего был полный пакет документов, начиная от письма мэра на выделение земли, тогда еще Лужкова Юрия, и заканчивая ИНН, кадастровым номером, договорами с «Мосэнерго», ветобработкой и тому подобное. Все документы, подтверждающие целевое использование земли, платежки за аренду земли. Несмотря на это, все гаражи нашего ГСК были снесены. Компенсация за снос гаражных боксов не была выплачена никому, даже членам нашего ГСК, который был полностью легитимный, а сумма эта составляла ни много ни мало для каждого бокса 225 тысяч рублей. А сейчас, насколько я слышал, в августе ее подняли уже и до 300 тысяч рублей. Это все притом, что в соседнем районе Северного округа Москвы, в Ховрине, компенсация за снос гаражей выплачивается. Насколько я знаю, за все снесенные гаражи».
Логично, что у членов ГСК возник вопрос: если город сам же предоставил землю для размещения гаражей, почему их сносят даже без компенсации? Бизнес ФМ отправила запрос в департамент градостроительной политики Москвы. На момент публикации материала комментария от префектуры САО не последовало. «Ведомости» писали, что на этом месте будет новый жилой квартал. Разработкой проекта планировки территории занимается «Бореалис девелопмент» — компания принадлежит девелоперу Capital Group и структуре столичного департамента городского имущества. Иных работ по данной территории, в том числе связанных со сносом, компания не ведет, сказали Бизнес ФМ в Capital Group.
Как говорят юристы, ключевой момент здесь — в договоре аренды земли, которая была предоставлена для временной гаражной автостоянки. Поэтому гаражи, даже если у них есть фундамент, по документам не являются капитальными сооружениями. А значит, власти относятся к ним как к нестационарным объектам. И владельцы гаражей могут только оспорить то, что с ними в одностороннем порядке расторгли договор аренды. Говорит председатель Московской коллегии адвокатов «Абгарян, Мурадян и партнеры» Акоп Абгарян:
Акоп Абгарян председатель Московской коллегии адвокатов «Абгарян, Мурадян и партнеры» «Очень много гаражных кооперативов, которые оформили свои права, получили выписку из Единого государственного реестра недвижимости и оформили право собственности, имеют право на компенсацию. У них оформлены права на аренду, где разрешенное использование земельного участка предполагает строительство там капитальных сооружений (в форме гаражей). Если мы говорим о том, что да, у них есть земельный участок, выделенный департаментом городского имущества, но разрешенное использование там всегда было под временный гаражный кооператив. Понимаете разницу? Вот здесь ключевой момент, если в разрешенном использовании земельного участка указано временное сооружение, то говорить о недвижимости тут просто невозможно, соответственно, и компенсация не предполагается».
История нашего слушателя не единична. Уже несколько лет гаражные кооперативы постепенно исчезают в разных районах города, и компенсации получают не все владельцы. Покупая гараж в ГСК, вы не всегда приобретаете собственность, часто — только право пользования гаражом. А земля под ГСК бывает оформлена по-разному. И если гаражи снесли, единственный инструмент, который остается владельцам, — это суд. Но и здесь не стоит испытывать лишних надежд, говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
— Я не испытываю особых иллюзий относительно перспектив этих судов по той причине, что решения о выделении земли под гаражи, под временные всякие конструкции типа ракушки раньше принимались не очень корректно с точки зрения оформления.
— Договор аренды с городом — это не аргумент?
— Договор аренды не дает права собственности. Тем не менее групповые иски от совладельцев, чьи права, по их мнению, нарушены, — это всегда, по крайней мере, инструмент для такого цивилизованного диалога с властями города.
Эти риски усложняют и покупку гаражей. Приобретая его за несколько миллионов рублей, вы не можете предсказать, не будет ли на этом месте через несколько лет запланировано строительство жилого комплекса или дороги.