Сюжет Русские конструкторы
На 97-м году жизни ушёл академик Евгений Александрович Федосов, из них более 70 лет он посвятил тому, чтобы у нашей страны была лучшая в мире авиация — гражданская и военная.
Академик внёс серьёзный вклад в разработки авиационной составляющей ядерной триады СССР, будучи её идеологом. Он знал и работал с легендарными авиаконструкторами Микояном, Сухим, Туполевым.
Не кабинетный учёный, а специалист-практик
В мае этого года выдающийся учёный в кругу коллег отметил 96-й день рождения. До последних дней он трудился на посту научного руководителя Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), куда пришёл молодым специалистом в 1954 году на должность старшего инженера.
В Институте под руководством и при участии Евгения Александровича были разработаны комплексы вооружения и управления истребителем, ударным самолётом и бомбардировщиками МиГ, Су, Ту, Як, боевыми вертолётами Ми и Ка.
В своих мемуарах Федосов рассказывал, что в школе его больше всего привлекала физика. И ей, а не авиацией, он собирался заниматься во взрослой жизни. На его подростковые годы выпала Великая Отечественная. В 1947-м, когда будущий академик получил школьный аттестат, уже была создана первая атомная бомба и ракеты «земля — земля» и «воздух — поверхность». Верный любви к физике, Евгений выбирает для поступления Московское высшее техническое училище им. Баумана (ныне — МГТУ им. Баумана) на факультет приборостроения. Уже в студенческую пору становится понятно, что он будет не кабинетным учёным, а специалистом-практиком.
Ударная мощь российской авиации
Су-27— многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. © EPA
Су-30 – двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27УБ. В 2005 Су-30 ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015 в Великобритании в рамках международных учений были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу на д ВВС Британии с счётом 12:0. © EPA
Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ с двигателями с управляемым вектором тяги. Новейший самолет, поставляемый сейчас для ВВС. В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России. © EPA
МиГ-29 — советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения. Также один из самых массовых боевых самолетов России. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. © EPA
МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 — 900 км. © РИА Новости
Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище «Фехтовальщик», а за угловатую форму корпуса – «Чемодан». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. © РИА Новости
Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25, получивший прозвище «Грач», предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Является одним из самых массовых самолетов Советской и Российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях. © РИА Новости
Су-34 — многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» узнаваем по характерной форме приплюснутого носа. Был официально принят на вооружение в 2014 году. Это основной ударный самолет ВВС РФ. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. © РИА Новости
Ту-22М — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета — 2 тысячи км/ч, практическая дальность — 7 тысяч км, практический потолок — 14 тысяч метров. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом. © РИА Новости
Ту-95МС — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальна скорость — 850 км/ч, практическая дальность — до 11 тысяч км, практический потолок — 10,5 тысяч метров. Экипаж — 7 человек. Вооружение — крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. © РИА Новости
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. © РИА Новости
Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника, в любых погодных условиях и в любое время суток. Экипаж «Аллигатора» состоит из двух человек. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков. За рубеж не поставлялся. © РИА Новости
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией Ми-24В для круглосуточного боевого применения. Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров. Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 420 км, практический потолок — 4,8 тысяч метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. © РИА Новости
Ми-28Н «Ночной охотник» — получил свое имя за способность работать в темное время суток. Его глазами в темноте являются прицельный комплекс «Тор» и тепловизионный автомат «Охотник». Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года по настоящее время. Выпущено около 100 экземпляров. © РИА Новости
Ударная мощь российской авиации
Су-27— многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. © EPA
Су-30 – двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27УБ. В 2005 Су-30 ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015 в Великобритании в рамках международных учений были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30 ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу на д ВВС Британии с счётом 12:0. © EPA
Су-35 — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++ с двигателями с управляемым вектором тяги. Новейший самолет, поставляемый сейчас для ВВС. В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолетом России. © EPA
МиГ-29 — советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения. Также один из самых массовых боевых самолетов России. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. © EPA
МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолет четвертого поколения. Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 — 900 км. © РИА Новости
Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище «Фехтовальщик», а за угловатую форму корпуса – «Чемодан». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. © РИА Новости
Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25, получивший прозвище «Грач», предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Является одним из самых массовых самолетов Советской и Российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях. © РИА Новости
Су-34 — многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» узнаваем по характерной форме приплюснутого носа. Был официально принят на вооружение в 2014 году. Это основной ударный самолет ВВС РФ. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. © РИА Новости
Ту-22М — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета — 2 тысячи км/ч, практическая дальность — 7 тысяч км, практический потолок — 14 тысяч метров. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом. © РИА Новости
Ту-95МС — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальна скорость — 850 км/ч, практическая дальность — до 11 тысяч км, практический потолок — 10,5 тысяч метров. Экипаж — 7 человек. Вооружение — крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. © РИА Новости
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. © РИА Новости
Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника, в любых погодных условиях и в любое время суток. Экипаж «Аллигатора» состоит из двух человек. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом. Таким образом удается добиться высокой слаженности действий летчиков. За рубеж не поставлялся. © РИА Новости
Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией Ми-24В для круглосуточного боевого применения. Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров. Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 420 км, практический потолок — 4,8 тысяч метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. © РИА Новости
Ми-28Н «Ночной охотник» — получил свое имя за способность работать в темное время суток. Его глазами в темноте являются прицельный комплекс «Тор» и тепловизионный автомат «Охотник». Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года по настоящее время. Выпущено около 100 экземпляров. © РИА Новости
Прорыв в дипломной студенческой работе
Федосов включается в научно-исследовательские работы по созданию боевой авиатехники. В итоге эта тема пройдёт через всю его профессиональную жизнь.
Будущий академик примет участие в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».
А самые первые шаги он сделал в дипломной работе, которая была посвящена теме «Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40». В ней, ещё будучи студентом, он первым в СССР применил для расчёта следящей системы установки метод логарифмических частотных характеристик.
Став аспирантом, Евгений Федосов в 1954 году приходит на работу на должность старшего инженера в институт, где проведёт следующие 70 лет. Здесь он примет участие в создании самонаводящейся ракеты К-8 — первой, принятой на вооружение отечественной самонаводящейся ракеты класса «воздух — воздух».
Достигли ядерного паритета с США
Слова «первый» и «первая» станут обычными в его научной деятельности, тесно связанной с обороной страны. В 1970 году Евгений Александрович становится начальником Института.
Под его руководством коллектив внёс значительный вклад в развитие ядерной триады, состоящей из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, подводных лодок с баллистическими ракетами и стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами. К началу 1970-х, когда Федосов только возглавил Институт, из трёх составляющих ядерной триады в СССР отсутствовала авиационная. Коллективу Евгения Александровича поручается архисложная задача, ведь в СССР прежде не было исследований, которые помогли бы создать ракеты стратегического назначения для дальней авиации. В итоге на вооружение советской армии были приняты крылатые ракеты Х-55 для самолётов Ту-95МС и Ту-160. Это стало точкой отсчёта с момента, когда между СССР и США был восстановлен ядерный паритет. Отныне наша страна на равных вела с Америкой диалог по вопросам ядерного сдерживания. За эту работу Евгений Федосов был удостоен звание Героя Социалистического Труда.
А в 1977 году уже Институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лучший в мире истребитель-перехватчик
В 1980-е годы коллектив НИИАС создавал перехватчик МиГ-31, ставший лучшим в мире истребителем-перехватчиком. Чтобы это получилось, в Институте под руководством Федосова был разработан комплекс полунатурного моделирования МиГ-31, с помощью которого можно было воспроизвести все возможные сценарии воздушного боя с учётом всех известных видов радиопомех. Работа над МиГ-31 — особая глава в жизни академика. Об этом он подробно написал в мемуарах, которые назвал «Моя жизнь в авиации».
Там он рассказывает, как благодаря работе его научного коллектива на ракете было применено командное управление с переходом на самонаведение. «Это позволяло при групповом отражении налёта противника пустить ракету по одной цели, а в случае необходимости, пока она не перешла на самонаведение, перенацелить её в другую точку, — писал Федосов. — Более того, сделать это так, чтобы она шла на цель, которую атаковал другой самолёт, а он воспринимал бы её уже как „свою“, хотя она была пущена совсем не им».
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Миг-31
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
Российский истребитель МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал». © www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Миг-31
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
Российский истребитель МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал». © www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
© www.globallookpress.com
В голодные 90-е спас Институт и коллектив
В своих воспоминаниях академик отмечает связь между внешней красотой самолёта и его летными качествами, которые трудно объяснить рационально, упоминая истребители МиГ-29 и Су-27: «Хочу подчеркнуть, что эти самолёты были заложены очень удачно. Они красивые. А когда самолет красив, он и в аэродинамике хорош, и в других своих проявлениях великолепен. Существует некая таинственная взаимосвязь между эстетикой и техническими характеристиками машины».
К 1990 году Институт Федосова насчитывал штат сотрудников порядка девяти тысяч человек. В это время начинаются перебои с финансированием. Директору Евгению Федосову приходится оперативно осваивать навыки управленца, чтобы сохранить дело, которому он посвятил жизнь. Благодаря этому Институт как многопрофильный научный центр прикладных исследований существует по сей день. А Евгений Александрович вплоть до своих 96 лет на пенсию не уходил, оставаясь до последнего научным руководителем, чьи советы были на вес золота.
Академик был «последним из могикан», из плеяды великих авиаконструкторов Туполева, Яковлева, Миля, Микояна. Живой нитью, связующей великие достижения нашей страны в авиации с днём сегодняшним. Оставившим в наследство пример того, как можно любить и защищать «крылья Родины».
Боевая работа Су-27
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
Боевая работа Су-27
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ
© Минобороны РФ