Жилищный вопрос, часть II: папа, мама, я — дружная инвестсемья

Ипотека, прежде всего льготная, рассрочка, 100-процентная оплата — молодые покупатели недвижимости используют все варианты. Но в любом случае покупка жилья часто связана для них с мощной семейной поддержкой, накоплениями и инвестиционными устремлениями родителей

Жилищный вопрос, часть II: папа, мама, я — дружная инвестсемья

Как гласит уже упоминавшееся в первой части материала исследование, которое ВЦИОМ провел по заказу ВТБ в конце 2022 года, в среднем свое жилье у молодых людей, проживающих в крупных городах России, впервые появляется в 26 лет, в то время как у старшего поколения первая покупка случалась, как правило, уже после 30. «Решение жилищного вопроса по-прежнему самым тесным образом связано с ипотекой: 70% опрошенных сказали, что позитивно относятся к возможности купить первую квартиру или дом с помощью ипотечного кредита, а в среднем для каждого второго (46% родителей и 54% молодежи) ипотека является оптимальным вариантом», — приводила тогда Бизнес ФМ данные ВЦИОМ.

А как сейчас, почти три года спустя, молодые покупатели недвижимости, о которых мы начали разговор в прошлый раз*, относятся к ипотеке? И насколько важна для них, сегодняшних 18-25-летних и 25-35-летних, материальная поддержка семьи в деле приобретения квартиры? (Для сравнения напомним результаты исследования ВЦИОМ: в 2022 году 51% родителей и 56% молодежи, то есть фактически каждый второй, считал, что родители должны оплатить минимум половину стоимости первого жилья детям.)

«Большинство молодых клиентов оформляют сделки с помощью льготных ипотечных программ либо в рассрочку. Часть юных клиентов, особенно абитуриентов и студентов, получают деньги от родителей. Сделки со стопроцентной оплатой среди этих категорий покупателей крайне редки» — так в целом видит ситуацию управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. «Молодые специалисты чаще берут ипотеку, в то время как покупатели 18-25 лет предпочитают 100-процентную оплату. Однако в этом случае, скорее всего, жилье приобретается с помощью родителей и их накоплений» — таково мнение коммерческого директора, партнера компании Est-a-Tet Владимира Моребиса.

По наблюдениям генерального директора компании Tashir Estate Максима Самсонова, финансирование покупки заметно различается в зависимости от ценового сегмента и возраста покупателя. Например, в ценовом сегменте от 20 млн рублей в целом основным инструментом приобретения выступает рассрочка — ее доля составляет 60-65%. Вторым по значимости источником являются собственные средства покупателей, на которые приходится 35-40% сделок. Использование ипотечных программ в этом сегменте минимально, доля таких сделок статистически несущественна и фактически находится на уровне погрешности. Это связано как с высокими ставками по кредитам, так и с профилем покупателей, которые, как правило, располагают достаточным объемом собственных средств или предпочитают более гибкие и экономически оправданные схемы рассрочки.

«Для возрастной группы 18-25 лет характерна значительная роль семьи в процессе покупки жилья: зачастую квартиры приобретаются полностью за счет родителей или других родственников. Если молодые люди участвуют в сделке, то основными инструментами становятся рассрочка и в меньшей степени собственные средства. В возрастной категории 25-35 лет структура финансирования сохраняется: также используются рассрочка и личные накопления, однако на первый план выходят дополнительные факторы — появление стабильного высокого дохода, наличие собственного бизнеса или уже сформированный финансовый резерв», — поясняет эксперт.

Для сегмента недвижимости стоимостью от 9,5 млн рублей характерна своя структура финансирования сделок, сформированная под влиянием текущей экономической ситуации и динамики ипотечных ставок, продолжает рассказ Максим Самсонов. «В этом ценовом диапазоне сегодня наблюдается явное доминирование рассрочек как основного инструмента покупки, который позволяет зафиксировать комфортный ежемесячный платеж в пределах 55-70 тысяч рублей, что делает приобретение жилья более доступным. При этом многие клиенты рассматривают рассрочку как временное решение с последующей возможностью рефинансирования на более выгодных условиях — в рамках следующего экономического цикла со снижением ключевой ставки», — делится подробностями собеседник Бизнес ФМ.

Жилищный вопрос, часть II: папа, мама, я — дружная инвестсемья

Фото: Андрей Армягов / Фотобанк Лори

Он подчеркивает, что ипотека здесь также используется, но преимущественно в рамках льготных программ. «По данным сервиса «Домклик», на возрастную группу 18-35 лет приходится до 55% всех выдач по программе семейной ипотеки, что подчеркивает ключевую роль молодого платежеспособного населения в структуре спроса. Стандартные ипотечные продукты с удорожанием становятся все менее востребованными, а профессиональные ипотеки в условиях столичного рынка утратили свою актуальность», — считает Максим Самсонов. И добавляет: доля сделок, совершаемых со 100-процентной оплатой (за счет собственных средств или при поддержке семьи), остается минимальной — по итогам 2025 года она варьируется в пределах 10-20% от общего объема.

Раз люди в возрасте 25-35 лет являются важной, практически ключевой для современного рынка покупательской аудиторией, значит, девелоперы должны активно «затачивать» под них свои проекты. Так оно и есть, подтверждает Владимир Моребис.

Владимир Моребис коммерческий директор, партнер компании Est-a-Tet «Эта ориентация проявляется в концепции, которую закладывает застройщик, в определенной философии жизни. Это жизнь, свободная от повседневных забот (завтрак в кафе, стирка и уборка с помощью клининговых служб, развитие шеринга), возможность для общения с единомышленниками (соседские клубы, кинотеатры в составе ЖК, фитнес-румы, комнаты и зоны для занятий различными видами спорта, коворкинги, коливинги), современная инженерия (система умного дома) и экологичность. Именно на эти «фишки» делают ставку застройщики, ориентированные на молодых покупателей. Ну и ключевым аспектом остается бюджет покупки, особенно для молодых людей 18-25 лет, так как для таких покупателей своя квартира является важной вехой на пути к самостоятельной жизни».

Тут, наверное, пришла пора дать слово самим девелоперам — профессиональным игрокам разных сегментов жилого рынка. Совпадают ли их наблюдения и выводы с наблюдениями и выводами консультантов? И действительно ли молодые покупатели сегодня во многом определяют состав и цену девелоперского продукта?

Алексей Гусев, генеральный директор компании «Главстрой-недвижимость»

«Сегодняшний рынок все отчетливее показывает, что молодые покупатели становятся важной, хотя и непростой для девелоперов аудиторией. В наших проектах доля клиентов до 30 лет в среднем составляет около 16%, при этом наиболее активная категория — это покупатели от 30 до 39 лет, на которых приходится свыше половины сделок. Сегодня спрос и предложение снижаются синхронно, формируя баланс, однако это временный эффект. Отложенный спрос накапливается, и именно молодежь станет главным драйвером его реализации, поскольку их потребность в жилье объективна и не исчезает. Сегодня мы видим, что покупатели становятся более рациональными и внимательными, а подход к покупке — осознанным и рассчитанным на долгую перспективу. Девелоперы, понимая это, уже активно адаптируют продукт и клиентский сервис под молодежную аудиторию. В продуктовых решениях востребованы эргономичные и компактные квартиры, евроформаты, гибкие планировки с возможностью организации рабочих или творческих зон. Все больше внимания уделяется инфраструктуре, которая формирует образ жизни, — коворкинги, общественные пространства, спортивные площадки, цифровые сервисы для жильцов. Финансовые инструменты также подстраиваются — гибридные схемы рассрочки и ипотеки, субсидированные ставки в первые годы, акцент на минимальный первоначальный взнос. Коммуникация с клиентом переходит в онлайн, бронирование, выбор планировки, подписание документов становятся максимально прозрачными и удобными. По сути, работа с молодежью требует от девелоперов переосмысления всей стратегии, ведь именно они станут главной силой рынка в ближайшие годы, и те компании, кто сумеет встроиться в эту новую модель, получат долгосрочное конкурентное преимущество».

***

Кристина Недря, директор коммерческого управления компании STONE

«Для первой группы, представленной молодежью до 25 лет, покупка жилья чаще всего инициируется родителями. Такое вложение можно назвать «инвестицией двойного назначения»: на первом этапе квартира используется для сдачи в аренду, обеспечивая дополнительный доход семье, а позднее становится первым собственным жильем ребенка, открывающим ему путь в самостоятельную жизнь. Впоследствии родители могут повторно сдать эту недвижимость в аренду, если дети захотят увеличить жилплощадь. Вторую группу формируют молодые лидеры в возрасте от 25 до 35 лет. Это амбициозные специалисты, активно строящие свои карьеры, которые уже к 30 становятся руководителями и топ-менеджерами. Жилье приобретает для них значение не только как комфортное пространство для проживания, но и как средство сохранения капитала и формирования инвестиционного актива. Это в том числе могут быть квартиры вне центровых локаций или за пределами МКАД, где формируются современные экологичные районы с собственной инфраструктурой, которые динамично развиваются и оптимально подходят для жизни с детьми. Благодаря инвестиции в такую квартиру молодые люди сохраняют свой капитал и получают комфортную недвижимость для семейной жизни в перспективе. В моменте же они могут выбрать съемную квартиру рядом с работой, оставив купленное жилье в качестве источника арендного дохода».

***

Ксения Садкова, директор по продажам компании LEGENDA

«Возрастная группа от 18 до 25 лет в целом мало значительна в нашей структуре продаж. Недвижимость для этой категории все еще чаще приобретается родителями — они либо дают полную стоимость, либо существенный первый взнос на покупку. А вот молодые специалисты в возрасте 25-35 лет — это наш активный покупатель, и эта категория по численности в целом пропорциональна старшим возрастным группам. Приобретают недвижимость они, как правило, самостоятельно, с использованием ипотечного плеча или других финансовых инструментов. Мы ориентируемся на всех покупателей, на самые разные сегменты интересов и потребностей. Безусловно, в рамках проектов могут быть по-разному расставлены акценты, но, в принципе, мы сразу учитываем многообразие сценариев современной жизни и работаем с реальными запросами покупателей».

В рассказах собеседников Бизнес ФМ постоянно встречается слово «аренда». Действительно, мы не первый год ведем разговор о том, что аренда должна стать отчасти поддержкой, а отчасти и полноценной заменой покупки в решении жилищного вопроса. Как представители двух молодежных возрастных групп относятся к аренде — воспринимают ее как возможный и вполне реальный вариант на всю жизнь? Рассматривают исключительно как вынужденную, временную меру, а при определенном раскладе не рассматривают вообще?

Игроки элитного сегмента говорят, что какого-то заметного перелома тенденции в сторону аренды не ощущают. «Мы работаем с той частью населения, которая все-таки сделала свой выбор в пользу приобретения собственной недвижимости. Стоимость квадратного метра растет повсеместно, и в аренде тоже, поэтому на длинной дистанции инфляционная составляющая играет на руку тем, кто взял ипотеку», — утверждает Ксения Садкова.

Но общерыночная ситуация, конечно, выглядит иначе. «Более 25% молодых людей в Москве арендуют жилье. Это очень высокий показатель. В первую очередь такое положение дел связано с текущей экономической обстановкой, негативно влияющей на доступность жилищного кредитования. Также ситуация обусловлена отсутствием в стране полноценного института лизинга», — считает основатель компании SIS Development Ярослав Гутнов.

Ярослав Гутнов основатель компании SIS Development «Кроме того, на уровень потребительской активности влияет менталитет современной молодежи: склонность к повышенной социальной мобильности нередко не располагает к приобретению собственного жилья. Однако все больше молодых людей вследствие высокой финансовой грамотности осознают, что квартира в новостройке — это ценный инвестиционный актив. Нередко именно этот фактор становится основной мотивацией для приобретения. Уверен, в ближайшее время в связи со смягчением денежно-кредитной политики Центробанка клиенты, включая молодежь, чаще будут предпочитать покупку жилья, а не аренду. Тем более арендные ставки постоянно растут, а ипотечные остаются фиксированными, а еще кредиты можно рефинансировать».

«Последние несколько лет мы наблюдаем высокий спрос на аренду, в том числе и со стороны обсуждаемых возрастных групп. Но в первую очередь популярность аренды сейчас обусловлена высокими ставками по ипотечным кредитам, а не планами прожить в арендной квартире всю жизнь», — добавляет Владимир Моребис. Несмотря на то что ставки аренды сейчас также находятся на достаточно высоком уровне, в сравнении с ежемесячными выплатами по ипотеке они более комфортны, поэтому многие сейчас предпочитают дождаться улучшений условий покупки, снимая жилье, поясняет эксперт.

«По нашему мнению, аренда в ближайшей перспективе не станет полноценной альтернативой своей квартиры. Наша ментальность все-таки требует наличия собственного пространства для жизни, поскольку это в некоторой мере дает определенные гарантии на будущее, тем более если это квартира в Москве», — уверен Владимир Моребис. И Алексей Гусев согласен с коллегой: конечно, постепенно доля тех, кто готов рассматривать аренду как долгосрочный вариант, растет, но все же для российского рынка этот сценарий пока остается скорее исключением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *