Отсутствие тепла в квартире — это повод не только пожаловаться на некачественную коммунальную услугу, но и возможность получить компенсацию, напомнил общественный деятель, эксперт в сфере ЖКХ Дмитрий Бондарь.
«Есть мнение, что нужно сразу бежать в суд, но суд — это финал, а не начало, — подчеркивает эксперт. — Чтобы был шанс выиграть, важно доказать, что вы пытались решить всё мирно, а управляющая компания вас проигнорировала. Важно правильно собрать доказательства».
Чтобы в дом пришло долгожданное тепло, нужно выполнить четыре шага.
Шаг 1. Сразу же зафиксировать нарушение (в день обнаружения)
Позвоните в аварийно-диспетчерскую службу и сообщите о проблеме. Обязательно узнайте и запишите фамилию, имя, отчество диспетчера, номер вашей заявки и точное время звонка.
Соберите доказательства. В данном случае — сфотографируйте или снимите на видео показания термометра в квартире. В кадре должна быть видна дата съемки.
Составьте акт о некачественной услуге. Позвоните в управляющую компанию и настаивайте на вызове специалиста для составления акта о предоставлении некачественной коммунальной услуги.
«Если управляющая контора не присылает никого в течение двух часов, вы имеете право составить такой акт самостоятельно, — говорит эксперт. — Нужно пригласить двух соседей и, если есть, старшего по дому или председателя совета дома. В акте укажите дату, время, адрес, имена и фамилии присутствующих и зафиксированную температуру. В документе все должны поставить свои подписи».
Шаг 2. Подготовить письменную досудебную претензию
На следующий день после первого шага запишите претензию на имя директора УК. Опишите ситуацию: «Такого-то числа пропало отопление, температура в квартире столько-то градусов, номер заявки в аварийно-диспетчерской службе такой-то, акт составлен».
Сформулируйте чёткие требования: немедленно восстановить подачу отопления и произвести перерасчёт за весь период оказания некачественной услуги.
Подайте претензию правильно: отправьте в ГИС ЖКХ или через мобильное приложение «Госуслуги Дом». Можно продублировать заказным письмом с уведомлением о вручении.
Ждите ответа. По закону УК должна отреагировать. Стандартный срок — до 10 рабочих дней.
Шаг 3. Написать жалобу в Госжилинспекцию (ГЖИ)
Если через 10 дней результата нет, или УК игнорирует обращение, можно смело подавать жалобу в ГЖИ (проще всего — через ГИС ЖКХ). ГЖИ может провести проверку и выдать УК обязательное предписание. Часто на этом этапе проблема решается, и УК делает перерасчёт.
Приложите к жалобе всё: копию вашей претензии, номер прошлого обращения в УК, почтовое уведомление (если отправляли письмом), составленный акт, фото, видео.
Шаг 4: Идём в суд
Это нужно, если ГЖИ не помогла или есть намерение взыскать неустойку и моральный вред.
Подготовьте исковое заявление о защите прав потребителей.
Что можно потребовать в иске:
- обязать УК произвести перерасчёт;
- взыскать неустойку (пени) за нарушение сроков;
- взыскать компенсацию морального вреда (например, 10-15 тыс. рублей);
- взыскать штраф в размере 50% от всей присуждённой суммы в вашу пользу.
Приложите документы: весь пакет, собранный на предыдущих шагах (акты, претензии, ответы, жалоба в ГЖИ и ответ из неё, документы на квартиру).
Напомним, что по искам о защите прав потребителей гражданину не нужно будет платить госпошлину.