Посольство России в Мьянме и местные власти установили местонахождение россиянки, которую незаконно увезли в рабский колл-центр. Оказалось, что девушка далеко не первая и не последняя рабыня. Снабжение таких центров работниками поставлено на конвейер, теперь рабские центры разрастаются, словно новостройки.
Обещают золотые горы: последние случаи обмана
Скам-центры — так называются мошеннические предприятия по продаже криптовалюты в Мьянме, в которых обманом заманивают людей, желающих подзаработать. Обещают золотые горы, хорошие условия труда, работу «моделью», но на деле сотрудники становятся рабами и попадают в настоящий ад.
Только за 2024 год в ловушку попали двое россиян — 29-летняя Ксения Пантелеева из Ярославля и 27-летний Вадим Папсуев из Читы. Девушке обещали работу переводчиком и моделью, дескать, азиаты доверяют людям с европейской внешностью. Ее чудом вытащили из плена, она вернулась в родной Ярославль.
Вадима же заманили абсолютно таким же способом, но в итоге заставили продавать криптовалюту по 17 часов в день в адских условиях труда. Душно, тесно, прямо как в таиландских тюрьмах. Кормят, но не особенно. Заработать в скам-центрах невозможно, обещанный процент отбирают рабовладельцы.
В итоге Вадим организовал побег совместно с 39 сокамерниками. «На границе с Таиландом, уже с этой стороны, группу встретили вооруженные тайские солдаты и полицейские. Они были заранее уведомлены посольством Шри-Ланки в Бангкоке (кто-то из Мьянмы отважился на этот важный международный звонок)», — говорила тогда тайская общественница Светлана Шерстобоева.
Спустя год Вадим и Ксения отказываются говорить о произошедшем. «В таких случаях могу посоветовать обращаться в МИД РФ», — коротко ответила aif.ru мама сбежавшего мужчины Вероника. На вопрос о самочувствии сына и его жизни после плена она отказалась отвечать. «Извините, не могу», — сказала она и сбросила звонок. Почему же россияне боятся говорить об адских условиях труда? Не хотят вспоминать прошлое? А, может быть, боятся полиции?
Снова посадят в тюрьму
Вообще, нахождение и работа в таких центрах вне закона. Поэтому, если раб захочет пожаловаться властям или устроить бунт, местные полицейские просто посадят его в тюрьму. Прямо сейчас в таком колл-центре находится 21-летняя Люсия из Кыргызстана. «Мы не стали обращаться в посольство Кыргызстана, так как находимся в этом парке нелегально. Здесь никакие законы не работают. Поэтому мы просто ждем окончания нашего контракта», — сообщила девушка Светлане Шерстобоевой.
Часто в таких центрах скрываются китайцы, бегут от смертной казни на родине. Курят, едят и просто отдыхают, говорит Люсия.
Подобное произошло с 19-летней Екатериной Неясовой из Москвы и 20-летним Сергеем Кузьминым из Иркутска. Пара через ОАЭ повелась на работу моделями и оказалась в таком же центре. По соцсетям они кинули клич о помощи. Однако, сообщила их знакомая Елизавета (имя изменено), они просто сбежали от уголовного дела, возбужденного против тех, кто разводил людей на сайтах знакомств на деньги. После освобождения пара скрылась, потом выяснилось, что Екатерина и Сергей отправились в Китай якобы посмотреть мир и все-таки решили осесть в Петербурге.
Иногда даже кормят нормально
На днях абсолютно по такой же схеме развели молодую девушку из Читы. Обещали работу моделью, а на деле запихнули в колл-центр. Сейчас посольство России в Таиланде активно работает над ее освобождением. По словам Люси, в скам-центрах есть два типа пленников — те, кто отрабатывает контракт, и те, кто связывается с родственниками ради выкупа. Интересно, что читинке разрешили спустя два дня позвонить семье.
Весьма интересны и условия труда в таких центрах. К азиатам и чернокожим относятся хуже, могут применить наручники и плеть. Европейцам там полегче, особенно девушкам. Конечно, если сотрудник не нарушает комендантский час. Иногда даже кормят неплохо, у работников есть доступ к телефону и интернету. Вот только рабочий день длится 17 часов. Хороших работников до окончания контракта не отпускают, плохих — мотивируют. Методы могут быть разными.
В маленьком офисе работают по 250 человек. Среди них только 15-20 реально зарабатывают, остальные просто ходят, стараются, но от них никакого толку нет. Красивых отправляют на сайты знакомств, разводить людей на вклад в криптовалюту. Менее симпатичных ставят на позицию «печатников», та же работа, но по переписке. Рабов делят на команды и назначают главного. Лидер должен бить работника, если он не выполняет норму.
«Я здесь видела, что китайцы других китайцев заставляют заниматься физическим трудом, бегать-прыгать, на солнце потеть. Все время находиться на солнце в одной и той же позе. Есть еще плетки, плетками здесь постоянно бьют тех, кто не зарабатывает. Физкультура при температуре плюс 40 градусов — изощренная пытка», — говорит Люси. В лагере есть и дети, в основном китайские.
Люси остается работать до конца контракта, так как за ее свободу «работодатели» просят 15 тысяч долларов. Она привыкла к такой жизни и просто ждет. «Только за семь месяцев построилось около 10 новых колл-центров, — отмечает Люси. — Есть парки, где людей продают на органы. В моем такого нет».
Светлана Шерстобоева попыталась попросить Люси найти девушку из Читы, но вводных данных пока что мало. «Знаю только пол и место рождения. Скудновато. Информация о пропавшей известна пока что только из СМИ», — сообщила aif.ru общественница.