Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Оператор промышленных роботов, медицинский физик, квантовый программист, инженер лунной АЭС… Это не из фантастики и не из параллельной реальности — это наш завтрашний день, в который открывают дверь российские атомщики, отмечающие 80-летие отрасли.

Облака вероятности

«Атом — наш!» — написано на метросоставе, который готовится к выходу на оранжевую ветку. Атом, конечно, наш, поскольку именно наши учёные, ещё даже не закончив работу над военным проектом, заложили основы использования ядерной энергии в мирных целях. И нынешнее 80-летие российской атомной промышленности является по сути юбилеем для всего мира.

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

На синем фоне яркие пятна столь знакомого каждому русскому человеку орнамента. Хохлома? Хохлома. Но не только. 

Дизайнеры немного преобразили традиционную роспись, заложив в неё физические смыслы. Каждый красный изгиб имеет оттенки — от оранжевого до сиреневого, и эти радужные «цветы» и «бабочки» изображают квантово-механическую модель атома. 

Да-да, атом выглядит совсем не так, как мы рисовали в школе: ядро, вокруг которого по трём орбитам бегают электроны. На самом деле есть так называемые облака вероятности, на которых могут находиться электроны и которые принимают разные формы. А все вместе эти милые пёстрые фигурки показывают квантово-механическую природу мира.

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Инженер лунной АЭС

Ну, а внутри поезда — вехи атомной отрасли, достижения, люди. И — профессии. Какие-то звучат привычно (инженер-конструктор), какие-то имеют отпечаток современности (оператор промышленных роботов), а есть названия, которые навевают ощущение, что ты находишься не здесь и сейчас, а где-то в фантастическом фильме или в будущем. Медицинский физик, инженер-термоядерщик, квантовый программист, инженер лунной АЭС…

Но Директор Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Андрей Тимонов заверяет, что никакой фантастики нет. «Уже в конце следующего десятилетия мы приступим к монтажу первой космической атомной электростанции на Луне. И потребуется первый отряд космонавтов — пусконаладчиков атомных энергетических установок в условиях низкой гравитации. Это не шутка — это то, что должно случиться в ближайшие 15-20 лет». 

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Профессии настоящего

Квантовый программист тоже весьма загадочная с позиции сегодняшнего дня профессия, ведь полноценных квантовых компьютеров ещё нет и появятся они, как прогнозируют, только в начале следующего десятилетия. 

«Но люди, которые умеют работать с ними, умеют создавать алгоритмы для этих компьютеров, нужны уже здесь и сейчас, — объясняет Тимонов. — Алан Тьюринг, когда ещё не было никаких компьютеров, уже начал изобретать первые языки программирования, писать первые программы. Потому что он уже тогда понимал, что компьютеры появятся не сегодня завтра. Так и с квантовыми компьютерами».

«На самом деле маленькие компьютеры уже есть, — добавляет руководитель научной группы „Росатом Квантовые технологии“ Дмитрий Чермошенцев. — В России 4 таких компьютера на всех основных платформах: два 50-кубитных на ионах и на нейтральных атомах, 25-кубитный на фотонах и 16-кубитный на сверхпроводниках. Алгоритмы отрабатывать можно уже на этих и готовиться к тому, что мы сделаем уже большие компьютеры, которые так нужны».

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

А вообще, новые профессии в столь технологичной отрасли появляются непрестанно. Дмитрий Метляев, Начальник лаборатории перспективных лазеров Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, говорит, что в его направлении уже есть потребность в лазерных связистах, а скоро понадобятся операторы лазерных бурильных станков.

В прошлом году, вспоминает он, с помощью лазера демонтировали кран на Курганской ТЭЦ высотой более 30 метров. Задача была — разрезать его и сделать это так, чтобы при падении не повредить инфраструктуру. Лазер, расположенный на удалении 100 метров от крана, её выполнил. 

«Наш ответ Старлинку — космическая связь, которая осуществляется при помощи лазеров, — продолжает Метляев. — Сейчас разрабатываем технологию лазерного бурения, чтобы заменить существующие буровые установки на нефтегазовых скважинах».

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Ещё одна важная и уже востребованная профессия — разработчик новых материалов. Один из таких материалов — карбон. 

«Весь карбон в нашей стране производится на предприятиях „Росатома“, — поясняет Андрей Тимонов. — „Росатом“ давно занимается этим материалом не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Так, крыло самолёта МС-21, нашего перспективного лайнера, сделано именно из карбонового материала, что дало возможность снизить вес крыла на 15 % и при этом сохранить все его прочностные характеристики».

«Примерить» на себя

Наши атомщики занимаются ещё и разработками в области медицины и сельского хозяйства, и для работы в этих областях тоже требуются специалисты. 

Обо всех новых профессиях в «атомном поезде» можно не только узнать, но и «примерить их на себя». Силуэты космонавтов, программистов, капитанов ледоколов нарисованы на окнах, и, когда поезд идёт в тёмном тоннеле, ребёнок может пристроиться так, чтобы на фото силуэт его описывал. 

Глядишь, так кто-то из подростков заинтересуется — выйдет из поезда на станции «ВДНХ» и пойдёт в музей «АТОМ», который находится на территории ВДНХ, чтобы погрузиться в тему более основательно. А потом, возможно, и найдёт свой путь в атомной отрасли.

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

И это тоже не фантастка, ведь в метрополитене подсчитали, что до конца декабря в поезде побывают порядка 1 миллиона 700 тысяч пассажиров.

«Получается, что это будет одна из самых популярных передвижных выставок в Москве», — сказал Заместитель начальника Московского метрополитена Павел Ковалёв.

Наш атом в нашем метро. Состав-музей начал курсировать по оранжевой ветке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *