Нобелевская неделя-2025 традиционно началась с объявления лауреатов в области физиологии и медицины. Японец Шимон Сакагучи и американцы Мэри Брункоу и Фред Рамсделл получат награду «за открытия, касающиеся периферической иммунной толерантности».
Как сказано в сообщении Нобелевского комитета, лауреаты выявили защитников иммунной системы — регуляторные Т-клетки. Они предотвращают атаку иммунных клеток на собственный организм.
Патогены в «камуфляже»
Наша иммунная система — это великолепно обученная «армия», стоящая на страже здоровья. Ежедневно она отражает бесчисленные атаки вирусов, бактерий и других незваных гостей, стремящихся проникнуть в организм. Её способность безошибочно отличать «своих» от «чужих» долгое время оставалась одним из самых загадочных феноменов биологии.
Дело в том, что угрожающие нашему здоровью микробы-патогены порой мастерски маскируются под клетки нашего тела. Это для них своего рода «камуфляж». Как же иммунная система тогда понимает, кого надо атаковать, а кого — защищать? Почему в подавляющем большинстве случаев эта мощная «армия» не оборачивается против нас самих?
Долгое время в научном мире считалось, что иммунные клетки созревают в ходе процесса, называемого центральной иммунной толерантностью. Потенциально опасные для нас самих иммунные клетки уничтожаются в тимусе — вилочковой (или зобной) железе. Но оказалось, что всё несколько сложнее, чем полагали учёные.
Чтобы не нанести удар по собственным тканям
В 1995 году Шимон Сакагучи открыл ранее неизвестный класс иммунных клеток, которые защищают организм от аутоиммунных заболеваний. Чуть позже Мэри Брункоу и Фред Рамсделл, изучая линию мышей, особенно уязвимых к аутоиммунным заболеваниям, совершили ещё одно открытие в близкой области исследований. В 2001 году они обнаружили, что причиной сбоя в иммунной системе грызунов является мутация в гене, получившем название Foxp3. Вскоре было установлено, что аналогичные мутации в человеческом эквиваленте этого гена приводят к развитию тяжёлого аутоиммунного синдрома — IPEX.
Затем учёные связали эти открытия воедино. Было доказано, что ген Foxp3 управляет развитием регуляторных Т-клеток — особого отряда «стражей порядка» в нашем организме, чья задача — сдерживать иммунный ответ и не давать ему нанести удар по собственным тканям. Эти клетки, словно опытные полицейские во время массовых беспорядков, берут под контроль разгорячённых «коллег» и успокаивают их, предотвращая аутоиммунную атаку.
Как обмануть рак
Открытие регуляторных Т-клеток не просто расширило наши знания о работе иммунитета — оно заложило основу для разработки принципиально новых методов терапии.
Например, сегодня врачи-онкологи, столкнувшись с тем, что многие опухоли умеют «вербовать» этих «стражей» организма для своей защиты, разрабатывают методы, которые позволяют разрушать этот защитный барьер и атаковать рак. А в области аутоиммунных заболеваний, напротив, учёные ищут способы усилить «армию» регуляторных Т-клеток. Для этого пациентам вводят стимулирующие вещества, такие как интерлейкин-2, или размножают регуляторные Т-клетки в лабораторных условиях и возвращают обратно в организм, чтобы увеличить их количество.
Таким образом, открытие этих трёх лауреатов принесло большую пользу, позволив найти и разработать новые пути в борьбе с серьёзными заболеваниями.
Исследования в России
Эти научным направлением занимаются и в России. Так, в 2021 году московские медики проводили широкомасштабное исследование Т-клеток, в том числе тестировали жителей столицы на предмет коллективной защиты от коронавируса.
Изучался Т-клеточный ответ у переболевших COVID-19. В результате учёные показали, что этот ответ очень разнообразен у разных людей и не соотносится с наличием антител.
Но, пожалуй, главная разработка в этой области — создание CAR-T-клеточного препарата для лечения онкологических заболеваний. В феврале 2024 года на Форуме будущих технологий в Москве была представлена работа российских учёных по созданию такого препарата. Идея заключается в том, чтобы взять собственные T-клетки пациента, генетически модифицировать их и научить распознавать антиген на поверхности опухолевых клеток, чтобы прицельно убивать их после повторного введения в организм.
В данный момент многие федеральные центры, в том числе НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина, близки к внедрению этого метода. В НМИЦ гематологии проходит первое клиническое исследование отечественного CAR-T-препарата «Утжефра», направленного против антигена CD19. Планируется, что в 2026 году эта разработка получит регистрационное удостоверение и станет доступной широкому кругу пациентов.
А в МНИОИ им. П. А. Герцена — филиале НМИЦ радиологии Минздрава России впервые проведена терапия с использованием российского индивидуального биомедицинского клеточного продукта анти-CD19 CAR-T. Пациентом стал мужчина с диагнозом «диффузная B-крупноклеточная лимфома» — это очень агрессивная форма рака.
CAR-T-терапию собираются применять как раз для лечения агрессивных форм лейкозов, лимфом, множественной миеломы.