Борьба за умы — это процесс, который ведется постоянно и порой весьма изощренными способами. Но на длинной дистанции может сработать то, что на первый взгляд не кажется очевидным.
«Сонгми — это маленькая вьетнамская деревушка… Парни в таких вот рубашках сожгли ее дотла»
В 1985 году Рижская киностудия выпустила детектив «Двойной капкан». Посвящен он был борьбе с «теневиками», чья деятельность, в том числе, оказывает воздействие на молодежь.
Между следователем и молодым парнем разворачивается следующий диалог:
— А эта рубашка, откуда она у тебя?
— Купил.
— А ты знаешь, что это непростая рубашка, а обмундирование американских солдат.
— Ну и что, зато красивая.
В самом конце беседы сотрудник правоохранительных органов, уже отпуская парня, спрашивает:
— Постой, ты про Сонгми слыхал?
— Нет.
— Сонгми — это маленькая вьетнамская деревушка. Была, а теперь ее нет, потому что парни в таких вот рубашках сожгли ее дотла.
Всего через несколько лет после этой картины Прибалтика станет главным рассадником антисоветских настроений и «мотором» распада Советского Союза.
Методы, которые использовались во времена «первой Холодной войны», в ходу и сейчас. Причем возможности для тех, кто ими пользуется, значительно расширились.
Шапочки и бейсболки от предателей Родины и террористов
Накануне пользователи соцсетей обнаружили, что на популярном маркетплейсе в продаже появились шапочки и бейсболки с символикой «Русского добровольческого корпуса»*.
Эта структура, действующая под крышей Главного управления разведки Минобороны Украины, состоит из сторонников неонацистских взглядов российского происхождения, а также из других предателей. Новая реинкарнация «власовцев», помимо участия в различных грязных операциях, включая террористически акты, занимается вербовкой новых членов на территории РФ через соцсети.
Судя по доступной информации, заказ на производство был размещен в Китае, а полученную продукцию планировалось сбывать через торговые площадки в интернете.
Маркетплейс на обращения по данному поводу отреагировал оперативно, и карточки этих товаров были заблокированы. Но можно точно с уверенностью сказать, что попытки сбыта такой продукции не прекратятся, ибо подобные случаи фиксировались уже не раз.
Украинский ГУР продавал мерч для российской публики
В феврале 2025 года на интернет-площадках российских маркетплейсов появились товары с символикой Главного управления разведки Минобороны Украины, украинских Сил специальных операций и других силовых структур.
Военкор Даниил Безсонов в своем Telegram-канале отреагировал на это так: «Хороший пример мягкой силы со стороны нашего врага и отличный пример халатности и безразличия со стороны российских брендов».
После того как информация о данных товарах попала в СМИ, их продажу немедленно прекратили.
Бренд неонацистов годами зарабатывал в России. Деньги шли украинским боевикам
Еще до начала специальной военной операции случилась история с продажей в России товаров бренда SvaStone. Украинские пользователи в 2018 году писали: «Надо бы рассказать об этом всем-всем в России. Наклеить стикер на каждый российский магазин, где продают „СваСтон“: „покупая одежду „СваСтон“, ты финансируешь украинских добровольцев“».
Украинские СМИ сообщали, что продукция SvaStone открыто продается в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Краснодара. При этом на футболках зачастую открыто размещали антироссийские и откровенно нацистские лозунги.
Основателем марки является неонацист Арсений Климачев, известный под псевдонимом Билодуб, солист популярной среди неонацистов музыкальной группы «Сокира Перуна». Сам Климачев с момента «Евромайдана» состоял в «Правом секторе»*, занимался организацией отрядов боевиков и их вооружением.
Когда в 2018 году уже российские журналисты задавали вопросы продавцам подобной атрибутики, те спокойно заявляли — раз нет судебных решений, то они вправе вести торговлю без ограничений.
Деятельность ведется системно
Можно с уверенностью говорить о том, что как минимум часть российских приобретателей SvaStone оказалась в рядах «Русского добровольческого корпуса», а также включилась в диверсии на территории РФ.
Уже после начала СВО, когда открытая продажа подобных товаров в магазинах России стала затруднительной, украинские производители сбывали ее через интернет, причем к рекламе подключали известных в России блогеров, которые мало понимают, какой именно товар они предлагают своей публике, — лишь бы денег за рекламу дали.
Все эти примеры наглядно демонстрируют, что подобного рода деятельность носит системный характер. А насколько разрушительный эффект она будет иметь, зависит исключительно от оперативности и эффективности реакции российского государства.
*Организация признана террористической и запрещена в РФ.