Спор на 70 жизней. Как советский пилот разбил Ту-134 из-за пари с коллегой

История мировой авиации богата самыми невероятными сюжетами — от трагических до комических. Однако на заре перестройки в городе Куйбышеве, ныне Самаре, произошла катастрофа, причиной которой стала безграничная человеческая глупость, обошедшаяся слишком дорого.

Спецсообщение главе правительства

20 октября 1986 года главе правительства СССР Николаю Рыжкову было передано спецсообщение: «В 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту „Свердловск — Грозный“. В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа… Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек».

В советские годы катастрофы в отечественных СМИ освещались очень ограниченно — как правило, появлялось краткое сообщение, да и то не всегда.

Но о куйбышевском крушении позднее напишут подробно даже в центральных СМИ — когда дело дойдет до суда.

Зэк в наручниках посреди трупов

Рейс SU-6502 проблем не обещал. Хорошая погода, опытный экипаж, который был отлично знаком со взлетно-посадочной полосой в аэропорту Курумоч.

Однако те, кто наблюдал снижение Ту-134, видели, что лайнер заходит под слишком острым углом. Удар о бетонную полосу, поломка стоек, переворачивание. Корпус самолета переломился, после чего начался сильный пожар…

Несмотря на то, что с огнем удалось справиться оперативно, последствия были чудовищными. Многие из привлеченных к ликвидации последствий катастрофы не выдерживали отвратительного запаха горелых человеческих тканей.

Совершенно сюрреалистично выглядел посреди этого кошмара человек в наручниках. Как оказалось, на рейсе перевозили уголовника, который уцелел при крушении, а конвоиры его погибли. Но зэк испытывать судьбу еще раз не захотел и на побег не пошел, дождавшись, когда за ним приедет милиция.

Подвиг и преступление

Свидетели рассказывали: летчик, оказавшийся вторым пилотом Георгием Жирновым, после крушения вытащил нескольких пассажиров из обломков, а затем потерял сознание, отравившись продуктами горения. Спасти его не удалось, он скончался в больнице.

Те, кто описывал героическое поведение летчика, и не догадывались, что он, по сути, пытался искупить собственные грехи — ведь катастрофа стала делом рук самого экипажа.

Выяснилось это после расшифровки пленки «черного ящика», записывавшего разговоры членов экипажа. Командир воздушного судна Александр Клюев предложил своему коллеге Жирнову пари: если он сможет посадить Ту-134 в Курумоче вслепую, только по показаниям приборов, второй пилот угощает экипаж ужином в Грозном.

Жирнов не был в восторге от этой идеи, но другие члены экипажа попросту взяли его на «слабо». Когда пари было заключено, летчик Клюев закрыл стекла кабины шторкой и приступил к «выполнению задания».

Приговор со смягчением

Специалистов, занимавшихся расследованием причин крушения, поразил вот какой момент: пока Клюев вел Ту-134 по приборам, ни второй пилот, ни штурман с бортинженером не вмешивались в происходящее. Хотя «эксперимент» вообще-то угрожал смертью всем присутствующим. И только в последние секунды перед землей, когда и сам Клюев осознал, что всё идет не по плану, шторку решили открыть. Но было поздно…

Когда командир воздушного судна предстал перед судом, он сам и его адвокат стали доказывать, что истинной причиной крушения стала техническая неисправность. Однако судья, опираясь на собранные доказательства, вынес приговор — 15 лет лишения свободы. Тем не менее защитник затем сумел добиться существенного смягчения наказания: пилот отсидел только шесть лет.

Обычно профессиональные летчики скептически относятся к упоминанию «человеческого фактора» при расследовании катастроф, но по сию пору случай в Куйбышеве в среде пилотов признается наглядным примером того, что за штурвал порой попадают те, кто там не должен был оказаться ни при каких обстоятельствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *