Сюжет Петербургский международный экономический форум — 2025
За последние 10 лет российские виноделы совершили прорыв, изменивший не только наше отношение к их продукции, но и наши вкусы. И вместе с виноделием стало развиваться новое направление в путешествиях по стране — энотуризм. Об этом в ходе паблик-тока на стенде «АиФ» на ПМЭФ-2025 генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков беседовал с директором по маркетингу компании «Дербент Вино» Юлией Обуховой и вице-президентом по туризму и специальным проектам «Абрау-Дюрсо» Ириной Гончаровой.
Гранты художникам
Руслан Новиков: Мы много лет занимаемся продвижением российского вина и видим, как отрасль изменилось. Российские вина уже существенно возросли в цене, и это соответствует росту их качества. Винодельческая отрасль за последние 10 лет совершила прорыв, колоссальный прорыв.
Но всегда для компаний на первом месте, конечно, было виноделие как таковое, и только потом — организация туров на свои предприятия. А теперь энотуризм становится достаточно серьёзной платформой для инвестиций — компании понимают, что это вклад в будущее.
Ещё лет 10 назад, когда я отправился в первую свою поездку по винодельням, мне искренне хотелось, чтобы наша страна была покрыта винными дорогами. Чтобы были составлены полноценные карты винных дорог, чтобы были сформированы и обустроены винные маршруты. Сейчас уже есть и такие карты, и такие маршруты, есть и рестораны, и гостевые дома.
Юлия Обухова: Да, действительно, так. Мы, например, начали свой винодельческий путь 6 лет назад и тогда даже не представляли, насколько туристическое направление будет популярно и актуально. Мы понимали всегда, что людям интересно посмотреть на производство изнутри, узнать, как производят вино. Но большого упора на экскурсии не делали. А потом, когда увидели, как туристы интересуются, поняли: это совершенно отдельное направление, которое классно развивать не только каким-то стандартным набором программ (экскурсии, дегустации, поездки на виноградники).
Мы решили пойти дальше и стали организовывать фестивали. Причём, учитывая особенности региона, фестивали не винные, а связанные с искусством. Теперь это отдельное направление деятельности компании: в рамках грантовой программы мы поддерживаем местных художников. Заранее интегрируем их в программу будущего фестиваля и предлагаем гостям приехать в республику целенаправленно на него — насладиться культурой, прикоснуться к истории и, конечно же, угоститься вином. Обычно это сентябрь.
Руслан Новиков: По мере развития этого направления вы что-то изменяете на виноградниках или производстве?
Юлия Обухова: Есть планы по модернизации наших виноградников — именно с точки зрения расширения туристического потенциала. К примеру, строительство гостевых домов. Хотим дать возможность гостям остановиться прямо у виноградников, провести время, вкусно поужинать и насладиться прекрасной природой и потрясающими видами, которые там открываются.
Руслан Новиков: Я даже видел место, где будет эта стройка. Потрясающе красивое, конечно.
Юлия: Есть и ещё одна локация, которую мы тоже готовим для туристов, — это Воронцовские подвалы. Исторически интересное место, в котором хотим сделать, может быть, музей виноделия.
Бизнес или хобби?
Руслан Новиков: И всё же то, что связано с туристами, — для вас бизнес или некое хобби, продвижение, поддержание имиджа компании?
Юлия Обухова: На данном этапе для нас это скорее популяризация нашей продукции. То есть люди из регионов приезжают, смотрят, вдохновляются, восторгаются и, возвращаясь домой, знают, какое вино купить к столу.
Ирина Гончарова: Для нас это отдельное направление бизнеса. Доля небольшая, но ощутимая — 15% дохода. И направление это — душа всего нашего большого проекта про виноделие.
Руслан Новиков: Прочитал интересную вещь — что для бутиковых виноделен объём продаж на винодельне туристам составляет минимум 30% — во Франции и до 60% — в Латинской Америке. Вы ведёте статистику, сколько покупают туристы вина?
Ирина Гончарова: Я боюсь ошибиться, но, естественно, мы всю эту статистику ведём — и по количеству бутылок, и по деньгам. Это не 30%, конечно, намного меньше. Но объёмы очень внушительные. У нас 600 тысяч туристов в год, хотя не так давно мы начали сотрудничать с пиар-аналитикой, и они посчитали по индивидуальным транзакциям, что их было на самом деле 725 тысяч. Если предположить, что каждый купил по одной бутылке, уже внушительная сумма получается.
Сейчас две главные точки роста для нас. Первая — винные дороги, где мы выступаем как флагман. То есть у нас уже есть проект винных дорог Краснодарского края. В этом году запустили другие — винных дорог Ростовской области и Ставрополья, а также (кто бы мог подумать!) Азербайджана.
Для чего мы это делаем? Мы понимаем, что нишевый продукт сегодня максимально востребован. От массового туризма потихонечку переходим к премиальности. Мы не говорим о том, что полностью эту историю будем закрывать — ни в коем разе! Но переход к нишевым продуктам очень важен.
Вторая история — это, конечно, туристы извне. Мы должны все вместе (не только наша компания, но и другие) заняться привлечением иностранных туристов. С внутренним туризмом уже всё более-менее понятно: осознаём, куда двигаться, куда расти. Но очень-очень интересные перспективы открываются для внешнего туризма. Сейчас мы ориентируемся на жителей стран Азии, СНГ. Но думаю, что в скором времени подтянутся и все остальные. И надо создать такую инфраструктуру, которая была бы готова принять туристов иностранных.
Руслан Новиков: А как вы повезёте их к себе, когда аэропорты закрыты, а на дорогах вечные пробки?
Ирина Гончарова: Могу сказать, что мы тоже этого боялись. Но когда наш гость приезжает в Абрау-Дюрсо и через два-три дня спрашиваешь его о впечатлениях, выясняется, что все тяготы и неприятности, связанные с дорогой, отходят у него на десятый план. Потому что человек испытывает такие эмоции, которые их перекрывают на сто процентов.
Ну, а везём мы их по-разному — и самолётами, и поездами. Аэропорты Минвод, Ставрополя, Сочи работают. Оттуда — комфортабельные автобусы. Поэтому ничего страшного. Туристический поток не падает. И кстати, очень много стало тех, кто приезжает самостоятельно. Индивидуальные, как мы их называем, туристы.
Высокий и низкий сезоны
Руслан Новиков: Винный туризм для вас — это круглогодичный бизнес?
Ирина Гончарова: Абсолютно.
Руслан Новиков: Но при этом, конечно, есть сезонность. Что вы можете об этом сказать?
Ирина Гончарова: Всё стандартно. Наверное, с апреля по конец октября — это высокий сезон. Ну, а во время традиционно низкого сезона мы проводим очень много мероприятий, чтобы стереть эти рамки, чтобы люди приезжали поучаствовать. Они, может быть, никогда не были в Абрау-Дюрсо и не собирались, но поехали на интересное мероприятие. Так мы получаем новых гостей. У нас порядка 120 таких достаточно значимых мероприятий в год проходит. Это и Дог-пикник, и фестиваль-конкурс собак, и байкерские фестивали, и масса других.
Буквально в эти выходные проходит большой фестиваль здорового образа жизни — он, наверное, второй или третий по масштабности в России. Вообще, у нас сейчас происходит ребрендинг, и во главу мы ставим три культурных кода: эно, этно и эко.
Следующее, любимое моё, мероприятие — День рождения игристого, наш музыкальный фестиваль, лайв-уикенд, который собирает по 6-7 тысяч человек ежегодно.
А ещё мероприятие, которым мы дорожим, — это Черноморская винная неделя, собирающая до 30 тысяч человек. Её проводит Краснодарский край, и у нас, как правило, проходит финал.
Мотивация кадров
Руслан Новиков: Какова основная проблема энотуризма, которую вы видите?
Юлия Обухова: Кадры.
Ирина: Абсолютно согласна.
Юлия Обухова: Мы столкнулись с такой проблемой, что не хватает гидов, и винных гидов в том числе. Вместе с партнёрами в Дербенте создали небольшую школу гидов. Обучаем в ней тех, кто уже занимается туризмом, кто уже водит экскурсии. Приглашаем их к нам на винодельню, рассказываем больше про вино, чтобы они в свою программу встраивали эту информацию и приводили своих гостей к нам
Возможно, в будущем попробуем с их помощью организовывать гастроужины, мастер-классы. То есть не один представитель винодельни ездит по всему региону и, как говорящая голова, всем рассказывает, а формируется сообщество людей, которым реально интересно, которые хотят развиваться, развивать регион, виноделие.
Ирина Гончарова: На самом деле знаете, в чём проблема? Не хватает кадров, это понятно. Но почему их не хватает? Потому что молодёжь другая, совершенно другая. Ничего плохого не хочу сказать, но они готовы сидеть в пункте выдачи заказов, а ножками ходить и общаться с гостями — не готовы. И материальные мотивации не могут заставить их это делать — они играют роль, но не для всех.
Второй момент — это недобросовестная конкуренция вокруг. Поскольку мы, как и многие другие производители, — абсолютно белая компания, то зарплаты в конвертах не платим. А многие рестораны, гостиницы и так далее это делают совершенно спокойно, перекупая оплатой за ежедневные смены. Я об этом говорила уже везде —на уровне краевой администрации и не только. И эту проблему надо решать.
Руслан Новиков: Ну, что ж, мне нравится ваш настрой. Мне нравится, что одни без гостиниц, вторые без самолётов и дорог, но развивают туризм.
Винная отрасль развивалась сама, и это очень красивый пример частного бизнеса, который растёт и в качестве, и в количестве, и в креативе. И очень хочется надеяться, что туристический бизнес внутри отрасли тоже будет расти так же уверенно, потому что им тоже занимаются люди, которым креатива не занимать.