Кирилл Каштанов (Сочи)Благодаря технологиям банки стали более уверенными в том, что клиентов можно удержать не грабительскими комиссиями при выходе, а лучшими услугами и сервисами. «Банковское рабство», о котором спорили еще несколько лет назад, почти ушло в прошлое, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на форуме «Финополис 2025».
Технологичность финансового сектора повышает доверие к нему и ведет к росту конкуренции. Людям, по словам главы ЦБ, стало проще выбирать и менять финансовую организацию. Если они видят более интересные и выгодные сервисы и продукты, они будут «мигрировать» за лучшими условиями.
Одно из таких условий — платный доступ банков к государственным информационным системам. На пленарной сессии форума министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев обратил внимание на существующую практику, когда финансовые организации, получая бесплатный доступ к сервисам по оплате административных штрафов, тем не менее устанавливают комиссию для конечных пользователей. В ответ на это президент «Сбера» Герман Греф сообщил о готовности кредитной организации отказаться от взимания комиссии с клиентов при оплате штрафов ГИБДД.
Глава «Сбера» Герман Греф сообщил, что банк готов отказаться от комиссий при оплате штрафов ГИБДД
По данным ЦБ, 88,5% финансовых услуг люди приобретают в «цифре», доля безналичных платежей сейчас составляет 87,5%. «И это очень высокий показатель. По нему мы входим в топ-5 стран с более или менее крупными экономиками. Цифровые технологии уже проникли в повседневную жизнь», — уточнила Эльвира Набиуллина.
За эти годы кардинально выросла роль национальной цифровой финансовой инфраструктуры. Ее создавали во многом как страховку от внешних вызовов и рисков. Это и Национальная система платежных карт (НСПК), карты «Мир», Система быстрых платежей (СБП), Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Но в то же время регулятор понимал, что это может серьезно снизить транзакционные издержки в экономике и способствовать конкуренции.
В обозримом будущем ЦБ собирается объединить все три ключевых компонента национальной инфраструктуры финансового рынка — платежи, обмен данными, удаленную идентификацию — в единое цифровое пространство. Но инфраструктура — это всегда точка пересечения интересов разных участников, разного масштаба.
«Я, честно говоря, не помню ни один проект по развитию нашей национальной инфраструктуры финансового рынка, которому повезло бы родиться без, к сожалению, длинных и весьма серьезных дискуссий. Лидеры рынка нас неизменно упрекали в том, что мы убиваем конкуренцию. Так было с картой «Мир», Системой быстрых платежей (СБП), Единой биометрической системой (ЕБС) и даже универсальным QR-кодом», — рассказала глава Банка России.
У менее крупных участников, по ее словам, абсолютно противоположный запрос. Он заключается в том, чтобы государство создавало и инфраструктуру, и типовые решения — с перспективой развития участниками рынка собственных сервисов и продуктов на этой базе.
Источник: rg.ru