История мировой авиации богата самыми невероятными сюжетами — от трагических до комических. Однако на заре перестройки в городе Куйбышеве, ныне Самаре, произошла катастрофа, причиной которой стала безграничная человеческая глупость, обошедшаяся слишком дорого.
Спецсообщение главе правительства
20 октября 1986 года главе правительства СССР Николаю Рыжкову было передано спецсообщение: «В 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту „Свердловск — Грозный“. В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа… Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек».
В советские годы катастрофы в отечественных СМИ освещались очень ограниченно — как правило, появлялось краткое сообщение, да и то не всегда.
Но о куйбышевском крушении позднее напишут подробно даже в центральных СМИ — когда дело дойдет до суда.
Зэк в наручниках посреди трупов
Рейс SU-6502 проблем не обещал. Хорошая погода, опытный экипаж, который был отлично знаком со взлетно-посадочной полосой в аэропорту Курумоч.
Однако те, кто наблюдал снижение Ту-134, видели, что лайнер заходит под слишком острым углом. Удар о бетонную полосу, поломка стоек, переворачивание. Корпус самолета переломился, после чего начался сильный пожар…
Несмотря на то, что с огнем удалось справиться оперативно, последствия были чудовищными. Многие из привлеченных к ликвидации последствий катастрофы не выдерживали отвратительного запаха горелых человеческих тканей.
Совершенно сюрреалистично выглядел посреди этого кошмара человек в наручниках. Как оказалось, на рейсе перевозили уголовника, который уцелел при крушении, а конвоиры его погибли. Но зэк испытывать судьбу еще раз не захотел и на побег не пошел, дождавшись, когда за ним приедет милиция.
Подвиг и преступление
Свидетели рассказывали: летчик, оказавшийся вторым пилотом Георгием Жирновым, после крушения вытащил нескольких пассажиров из обломков, а затем потерял сознание, отравившись продуктами горения. Спасти его не удалось, он скончался в больнице.
Те, кто описывал героическое поведение летчика, и не догадывались, что он, по сути, пытался искупить собственные грехи — ведь катастрофа стала делом рук самого экипажа.
Выяснилось это после расшифровки пленки «черного ящика», записывавшего разговоры членов экипажа. Командир воздушного судна Александр Клюев предложил своему коллеге Жирнову пари: если он сможет посадить Ту-134 в Курумоче вслепую, только по показаниям приборов, второй пилот угощает экипаж ужином в Грозном.
Жирнов не был в восторге от этой идеи, но другие члены экипажа попросту взяли его на «слабо». Когда пари было заключено, летчик Клюев закрыл стекла кабины шторкой и приступил к «выполнению задания».
Приговор со смягчением
Специалистов, занимавшихся расследованием причин крушения, поразил вот какой момент: пока Клюев вел Ту-134 по приборам, ни второй пилот, ни штурман с бортинженером не вмешивались в происходящее. Хотя «эксперимент» вообще-то угрожал смертью всем присутствующим. И только в последние секунды перед землей, когда и сам Клюев осознал, что всё идет не по плану, шторку решили открыть. Но было поздно…
Когда командир воздушного судна предстал перед судом, он сам и его адвокат стали доказывать, что истинной причиной крушения стала техническая неисправность. Однако судья, опираясь на собранные доказательства, вынес приговор — 15 лет лишения свободы. Тем не менее защитник затем сумел добиться существенного смягчения наказания: пилот отсидел только шесть лет.
Обычно профессиональные летчики скептически относятся к упоминанию «человеческого фактора» при расследовании катастроф, но по сию пору случай в Куйбышеве в среде пилотов признается наглядным примером того, что за штурвал порой попадают те, кто там не должен был оказаться ни при каких обстоятельствах.