Тайна века. В чем заключается реальный «лунный заговор» США и СССР?

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Тайна века. В чем заключается реальный «лунный заговор» США и СССР?

19 декабря 1972 года в Тихом океане приводнился спускаемый аппарат американского космического корабля «Аполлон-17». На этом благополучно завершилась последняя лунная миссия с высадкой людей на спутник Земли.

Кеннеди идет ва-банк

Эта дата почитается конспирологами, верящими в так называемый лунный заговор, который подразделяется сразу на несколько направлений. Одно из них гласит, что Соединенные Штаты вообще никогда не высаживались на Луне, а другое утверждает, что там было обнаружено нечто такое, после чего возможность была исключена.

Но все-таки, почему человечество внезапно перестало летать на Луну?

В мае 1961 года президент Соединенных Штатов Джон Кеннеди провозгласил национальной целью реализацию программы «Аполлон» — высадку американцев на Луне не позднее 1970 года.

Только в первые пять лет реализации программы на нее было потрачено не менее девяти миллиардов долларов, что приближается к 100 миллиардам в современном эквиваленте. По утверждению американских историков, мобилизация сил и средств для программы «Аполлон» превосходила по своим масштабам «Манхэттенский проект», в рамках которого создавалось атомное оружие.

Для Соединенных Штатов, уступивших СССР пальму первенства в вопросе первого спутника и первого человека в космосе, победить на Луне было делом принципа.

Не считаясь с затратами и жертвами

Первый испытательный пилотируемый полет в рамках подготовки лунной миссии на корабле «Аполлон» должен был состояться в конце 1966 года. Однако сроки переносились, а в январе 1967-го произошла трагедия — при наземных испытаниях в кабине корабля заживо сгорели астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.

Это задержало первый пилотируемый пуск «Аполлона» на 21 месяц, однако ресурсы, задействованные американцами, все равно оставляли за ними преимущество в гонке с СССР.

Борьба закончилась 21 июля 1969 года, когда Нил Армстронг, выйдя из лунного модуля «Аполлона-11» на поверхность спутника Земли, сказал: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

И это, как ни странно, стало началом конца американской программы.

«Мы победили русских. Зачем тратить деньги дальше?»

НАСА сделало заказ на 15 ракет класса «Сатурн-5» — самого мощного космического носителя в истории. «Аполлон-11» был выведен в космос шестой ракетой из этого заказа. Первоначально планировалось использовать все оставшиеся носители для полетов на Луну.

Однако уже в январе 1970 года НАСА объявило о том, что планы полета «Аполлона-20» пересмотрены. Ракету, предназначенную для этого, передали в программу «Скайлэб» — на создание американской орбитальной станции.

Дело в том, что «Сатурны-5» обошлись американскому бюджету в современном эквиваленте примерно в 70 миллиардов долларов. И когда НАСА подняло вопрос ассигнований на новые «Сатурны», в Конгрессе последовал категорический отказ.

«Двухпартийный консенсус» по космосу в американском парламенте закончился сразу после Армстронга. Конгрессмены вопрошали: «Мы победили русских на Луне, зачем тратить деньги дальше?»

Публике стало скучно

Дальше должны были идти научные миссии, представлявшие интерес в широком плане, но непонятные обывателям.

Конгрессмены полбеды — сотрудников НАСА огорчили работники телевидения. Они констатировали: если за полетом «Аполлона-11» нация следила, затаив дыхание, то уже вторая лунная миссия показала значительное падение внимания. Люди попросту между Луной и сериалом выбирали последнее.

Аварийный полет «Аполлона-13», едва не закончившийся гибелью экипажа, снова привлек внимание на некоторое время. Но подвергать астронавтов смертельному риску ради рейтингов, разумеется, никто не собирался.

Более того, для тех, кто высказывался за сокращение программы, история 13-го «Аполлона» стала подарком — под давлением парламента в сентябре 1970 года были отменены планы лунных экспедиций «Аполлона-18» и «Аполлона-19».

Вселенские планы господина Агню

Иными словами, уже через год после первого прилунения было понятно, что американцы на Луне не закрепятся.

Больше того, летом 1971 года президент США Ричард Никсон предложил сократить лунную программу еще на два полета, говоря о том, что никакой ценности она больше не имеет. С огромным трудом НАСА удалось сохранить уже утвержденные научные миссии.

То есть задолго до «Аполлона-17» было ясно, что этот полет станет последним. Деньги и средства переводились на программу «Скайлэб».

Соединенные Штаты планировали вернуться на Луну. В 1970 году под руководством вице-президента США Спиро Агню разрабатывалась новая американская космическая доктрина, предусматривавшая создание кораблей многоразового использования, орбитальных буксиров, больших и малых станции на орбитах Луны и Земли, а также постоянной базы на Луне.

Однако все расчеты показывали, что ежегодные ассигнования на реализацию такой программы превысят траты на программу «Аполлон».

Луна и Ту-144: что тут общего?

Президент Никсон отверг такие замыслы с порога. Да и новые хозяева Белого дома придерживались той же позиций.

Потратить триллионы долларов ради базы на Луне — зачем? Для противостояния СССР Пентагону объект на спутнике Земли не требовался, о промышленном освоении ресурсов Луны речи тоже не шло. А интересы фундаментальной науки финансировать в таком объеме Конгресс никогда бы не позволил.

Интересно, что в Советском Союзе рассуждали примерно так же. Проект советской лунной базы «Звезда» был продуман и проработан куда глубже, чем американские аналоги. Однако, проиграв лунную гонку, советские руководители стали смотреть на это более прагматично. Вколачивать миллиарды в Луну, не имея отдачи, в Москве желания было не больше, чем в Вашингтоне.

На самом деле, примеры подобного рода случаются не только в космонавтике. В 1970-х казалось, в гражданской авиации наступает реактивная эра. В воздух поднялись франко-британский «Конкорд» и советский Ту-144. Однако продолжения не последовало. Выяснилось, что техника подобного рода слишком капризна, а главное, слишком затратна.

В XXI веке пассажиры не летают на реактивных лайнерах так же, как космонавты не летают на Луну. Никакого заговора, просто экономика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *