Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

В Дагестане и за его пределами широко известно кубачинское мастерство. Ювелирные украшения, кувшины, серебряные подносы, украшенные гравировкой, признаются настоящими произведениями искусства. Уникальность этого искусства и в том, что основам кубачинского мастерства обучают детей с семи-восьми лет, и не дома, а в школе с отдельно подготовленной для этого базой

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Время на летних каникулах полностью принадлежит самим школьникам. Друзья Расул и Гаджи, которым по 14 лет и живут они в селе Кубачи в Дагестане, теплый июль проводят в классах Кубачинской школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства. Там уже третий год работает детский лагерь. Мальчики с первого класса посещают уроки по основам кубачинского мастерства, это предполагается школьной программой. Но для овладения искусством, которым село известно на весь мир, дополнительные занятия не помешают. Да и обучение гравировке удачно сочетается с другими приятными занятиями на каникулах: ездой на велосипеде, мальчишескими прогулками по горной местности, играми в Counter-Strike. Так утверждают сами Расул и Гаджи.

Златокузнецы и золотошвеи из горного аула

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Кубачи расположен в Дахадаевском районе Дагестана. Как пишут в источниках, в раннем средневековье аул был центром небольшого государства Зирихгеран, и основным занятием там была металлообработка. Кольчуги из Угбаже, так называли свое село жители, ценились не только в Дагестане. Легенд о происхождении кубачинского народа немало, и исследователи сходятся во мнении, что кубачинцы — древний дагестанский народ. Однако они не дают ответа на то, как в глубине гор появился аул, где все жители — мастера из поколения в поколение.

И сегодня там развиты художественные ремесла, особенно обработка металла. Кубачинские мастера славятся изготовлением изделий из серебра, золота и меди, в том числе ювелирных украшений, оружия и предметов домашней утвари — водоносные кувшины, или мучалы, подносы, тарелки, чашки. Кубачинское серебро — известный бренд.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Женщин с детства обучают вышивке золотыми нитями. Кубачинки издавна вышивали традиционные платки 2,5 метра длиной — казы. Незамужние молодые девушки вышивают узкий орнамент, а замужние — более широкие и праздничные. Жительницы Кубачей и по сей день грамотно вписывают тонкие белые платки с золотыми узором и бахромой в свой ежедневный образ.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Добираться до аула удобнее всего из Дербента, старейшего города России. Правда, сопроводить до Кубачей согласится не каждый водитель, их беспокоят 17 километров бездорожья при подъезде к аулу. Поэтому отправляться в село комфортнее с человеком, легким на подъем и отдающим себе отчет о том, как отразится горная дорога на его автомобиле. Приезжих в Кубачи встречает круглая средневековая сторожевая башня Акайла кала XIII-XIV веков. А за ней начинаются жилые дома, они будто один за другим взбираются по крутому склону горы. Можно зайти внутрь башни, в комнатах представлены предметы кубачинского мастерства, и взобраться на крышу. Оттуда открывается панорамный вид на аул и горы. У каждого мастера дома личный музей с изделиями, а по всему аулу множество магазинов ювелирных украшений и утвари с гравировкой.

В каждом доме есть объединяющее разные поколения дело — кубачинское искусство. Дедушки и родители в своих мастерских знакомят детей с орнаментом, гравировкой, работой с металлом. Но основное обучение мастерству дети проходят в Кубачинской среднеобразовательной школе имени А. Г. Караева и выпускаются оттуда уже с профессией.

Два алфавита в начальных классах

В этой школе младшеклассники наряду с буквами от «а» до «я», таблицей умножения, чтением, знакомятся с основами орнамента. Знакомятся с помощью длительной практики, прописывая строчку за строчкой сначала простые черты, потом с более сложными элементами. В средних классах ребята составляют свои эскизы, соединяя узоры в единую композицию. Существует алфавит кубачинского орнамента. И есть несколько правил того, как их прорисовывать.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Учитель Саид Саидов, который проводит уроки по гравировке для разных классов, уточняет:

Саид Саидов учитель «Выводить элементы орнамента нужно не спеша. При написании линию не ломаем. Все должно быть симметрично. В сложных элементах начинаем с середины, затем прорисовываем линии и узловые элементы. Необходимо соблюдать пропорции в композиции».

Все это мастер гравировки объяснял, параллельно контролируя целый класс детей, которые готовятся поступить в четвертые-пятые классы. Ребята весь июль ходят в детский лагерь при школе, где кроме уроков по основам кубачинского искусства еще проводят занятия по родному языку. В этот раз их заданием было вывести в тетради плавные элементы орнамента. Девочки и мальчики старательно прописывали узоры в тетради и подходили к Саиду Набигуллаевичу для проверки. Учитель распознавал малейшие отклонения от пропорций и исправлял работы, давая дополнительно еще один элемент для тренировки. Когда ученик будет переносить орнамент на металл, там уже не будет права на ошибку, поэтому важно натренировать руку на бумаге.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Пока Саид Набигуллаевич объяснял мне основы алфавита орнаментов, к нам зачастила Ferrari, так он приветствовал каждый раз ученицу, которая прописывала орнамент на целую строчку, в то время как мастер кубачинского искусства успевал показать мне, как пишется лишь один элемент. Но скорость за мастерство не принял.

«Опять пришла. Ты торопишься, как Ferrari, а линия здесь ушла не в ту сторону», — приговаривал он, в очередной раз исправляя работу ученицы.

Там же в аудитории в стороне сидели мальчики со штихелями в руках. Уже с четвертого класса ребята выводят подготовленные эскизы на специальных медных пластинках, которые для удобства прикрепляют к деревянным дощечкам. Гравировка тоже бывает нескольких видов, например, глубокая — создающая объемный эффект, дополнительная — заполняющая мелким узором крупные детали рисунка.

Среди юных мастеров Расул и Гаджи. В этот день они работали с тарелкой из меди и рукояткой для сабли — у каждого свое. Расул за время обучения выполнил гравировку на множестве пластин, медной тарелке и модели танка, украсил ее орнаментом. Гаджи — тоже множество пластин, два серебряных широких браслета и медную кружку. Оба дети и внуки мастеров. У каждого из них папы и дедушки заняты в своей мастерской. Только у Расула родные работают над предметами быта, а у Гаджи родители заняты в ювелирной мастерской.

«Мои прадедушка, дедушка и папа мастера кубачинского искусства. Поэтому я не мог не научиться этому. Когда у меня не было никакого представления о гравировке, я думал, что это очень легкое дело. Оказалось, это трудоемкое занятие. Чтобы выгравировать орнамент на медной тарелке, понадобится месяц при условии, что будешь гравировать каждый день», — поделился Расул. Но тут же добавил, что к таким необходимым качествам для гравировщика, как терпение и усидчивость, важно и прислушиваться к себе: когда нет желания гравировать, лучше этого и не делать, орнамент не получится. У Расула свой метод: он отправляется на прогулку и настраивается на работу.

И Гаджи, и Расул понимают, что при высоком спросе изделий кубачинского мастерства это может стать для них основной работой, может стать хорошим источником дохода. Но они отдают себе отчет, что в будущем им предстоит освоить еще одну профессию. Расул смотрит в сторону технических специальностей, а Гаджи планирует стать стоматологом.

Дети создают свои шедевры

Занятия по кубачинскому искусству проходят после основных уроков в рамках программы дополнительного образования с 1-го по 11-й классы.

Райганат Касумова директор школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства «Обучение школьников основам кубачинского мастерства проводили еще в советское время. Выпускникам кроме аттестата выдавали диплом ювелира. В 1990-2000-х эту программу прекратили. И только в 2013 году ее запустили вновь силами учительского коллектива и Култум Куцуловой, которая в то время работала директором. Сейчас открыты несколько мастерских: гравировка, филигрань, эмаль, кольчугоделие, монтировка, вышивка. С детьми по этим направлениям работают около 10 преподавателей. В 11-м классе по стандарту ученики должны сдать экзамен по труду, его мы проводим в конце мая, до начала ЕГЭ. Собираем комиссию, приглашаем трех лучших мастеров села, чтобы они оценили работы детей. К экзамену школьники должны приготовить ответы по вопросам теории, касающимся металлов, инструментов, они должны подготовить экзаменационную работу и защитить ее. И с аттестатом мы выдаем свидетельство о том, что выпускник прошел курс по основам кубачинского искусства, там прописана и профессия, например, ювелир, гравер, золотошвея».

По словам Райганат Касумовой, в мастерских есть что обновить. Некоторые станки сохранены с советских времен, материалы закупают сами преподаватели, много что можно улучшить и развить.

В прошлом году занятия посещали около 150 детей — столько ребят в целом учились в школе имени А. Г. Караева. Там же действует обновленный музей, где выставлены работы из серебра и меди учеников, выпускников, их дипломы, грамоты. Многие выпускные работы мастера отмечают как исключительные и безукоризненные. Выполненные предметы добавляют в музей с гордостью. А в кабинетах мастерских хранятся лучшие эскизы учеников, пробные работы на металле.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Кубачинское мастерство — это часть культуры жителей аула наряду с общепринятыми вечными истинами о добре, уважении и верности. Поэтому старшие поколения стремятся любыми способами воспитать эту любовь к искусству в своих детях и внуках, в своих учениках, обучая их прикладным знаниям.

Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *