В Дагестане и за его пределами широко известно кубачинское мастерство. Ювелирные украшения, кувшины, серебряные подносы, украшенные гравировкой, признаются настоящими произведениями искусства. Уникальность этого искусства и в том, что основам кубачинского мастерства обучают детей с семи-восьми лет, и не дома, а в школе с отдельно подготовленной для этого базой
Время на летних каникулах полностью принадлежит самим школьникам. Друзья Расул и Гаджи, которым по 14 лет и живут они в селе Кубачи в Дагестане, теплый июль проводят в классах Кубачинской школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства. Там уже третий год работает детский лагерь. Мальчики с первого класса посещают уроки по основам кубачинского мастерства, это предполагается школьной программой. Но для овладения искусством, которым село известно на весь мир, дополнительные занятия не помешают. Да и обучение гравировке удачно сочетается с другими приятными занятиями на каникулах: ездой на велосипеде, мальчишескими прогулками по горной местности, играми в Counter-Strike. Так утверждают сами Расул и Гаджи.
Златокузнецы и золотошвеи из горного аула
Кубачи расположен в Дахадаевском районе Дагестана. Как пишут в источниках, в раннем средневековье аул был центром небольшого государства Зирихгеран, и основным занятием там была металлообработка. Кольчуги из Угбаже, так называли свое село жители, ценились не только в Дагестане. Легенд о происхождении кубачинского народа немало, и исследователи сходятся во мнении, что кубачинцы — древний дагестанский народ. Однако они не дают ответа на то, как в глубине гор появился аул, где все жители — мастера из поколения в поколение.
И сегодня там развиты художественные ремесла, особенно обработка металла. Кубачинские мастера славятся изготовлением изделий из серебра, золота и меди, в том числе ювелирных украшений, оружия и предметов домашней утвари — водоносные кувшины, или мучалы, подносы, тарелки, чашки. Кубачинское серебро — известный бренд.
Женщин с детства обучают вышивке золотыми нитями. Кубачинки издавна вышивали традиционные платки 2,5 метра длиной — казы. Незамужние молодые девушки вышивают узкий орнамент, а замужние — более широкие и праздничные. Жительницы Кубачей и по сей день грамотно вписывают тонкие белые платки с золотыми узором и бахромой в свой ежедневный образ.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Добираться до аула удобнее всего из Дербента, старейшего города России. Правда, сопроводить до Кубачей согласится не каждый водитель, их беспокоят 17 километров бездорожья при подъезде к аулу. Поэтому отправляться в село комфортнее с человеком, легким на подъем и отдающим себе отчет о том, как отразится горная дорога на его автомобиле. Приезжих в Кубачи встречает круглая средневековая сторожевая башня Акайла кала XIII-XIV веков. А за ней начинаются жилые дома, они будто один за другим взбираются по крутому склону горы. Можно зайти внутрь башни, в комнатах представлены предметы кубачинского мастерства, и взобраться на крышу. Оттуда открывается панорамный вид на аул и горы. У каждого мастера дома личный музей с изделиями, а по всему аулу множество магазинов ювелирных украшений и утвари с гравировкой.
В каждом доме есть объединяющее разные поколения дело — кубачинское искусство. Дедушки и родители в своих мастерских знакомят детей с орнаментом, гравировкой, работой с металлом. Но основное обучение мастерству дети проходят в Кубачинской среднеобразовательной школе имени А. Г. Караева и выпускаются оттуда уже с профессией.
Два алфавита в начальных классах
В этой школе младшеклассники наряду с буквами от «а» до «я», таблицей умножения, чтением, знакомятся с основами орнамента. Знакомятся с помощью длительной практики, прописывая строчку за строчкой сначала простые черты, потом с более сложными элементами. В средних классах ребята составляют свои эскизы, соединяя узоры в единую композицию. Существует алфавит кубачинского орнамента. И есть несколько правил того, как их прорисовывать.
Учитель Саид Саидов, который проводит уроки по гравировке для разных классов, уточняет:
Саид Саидов учитель «Выводить элементы орнамента нужно не спеша. При написании линию не ломаем. Все должно быть симметрично. В сложных элементах начинаем с середины, затем прорисовываем линии и узловые элементы. Необходимо соблюдать пропорции в композиции».
Все это мастер гравировки объяснял, параллельно контролируя целый класс детей, которые готовятся поступить в четвертые-пятые классы. Ребята весь июль ходят в детский лагерь при школе, где кроме уроков по основам кубачинского искусства еще проводят занятия по родному языку. В этот раз их заданием было вывести в тетради плавные элементы орнамента. Девочки и мальчики старательно прописывали узоры в тетради и подходили к Саиду Набигуллаевичу для проверки. Учитель распознавал малейшие отклонения от пропорций и исправлял работы, давая дополнительно еще один элемент для тренировки. Когда ученик будет переносить орнамент на металл, там уже не будет права на ошибку, поэтому важно натренировать руку на бумаге.
Пока Саид Набигуллаевич объяснял мне основы алфавита орнаментов, к нам зачастила Ferrari, так он приветствовал каждый раз ученицу, которая прописывала орнамент на целую строчку, в то время как мастер кубачинского искусства успевал показать мне, как пишется лишь один элемент. Но скорость за мастерство не принял.
«Опять пришла. Ты торопишься, как Ferrari, а линия здесь ушла не в ту сторону», — приговаривал он, в очередной раз исправляя работу ученицы.
Там же в аудитории в стороне сидели мальчики со штихелями в руках. Уже с четвертого класса ребята выводят подготовленные эскизы на специальных медных пластинках, которые для удобства прикрепляют к деревянным дощечкам. Гравировка тоже бывает нескольких видов, например, глубокая — создающая объемный эффект, дополнительная — заполняющая мелким узором крупные детали рисунка.
Среди юных мастеров Расул и Гаджи. В этот день они работали с тарелкой из меди и рукояткой для сабли — у каждого свое. Расул за время обучения выполнил гравировку на множестве пластин, медной тарелке и модели танка, украсил ее орнаментом. Гаджи — тоже множество пластин, два серебряных широких браслета и медную кружку. Оба дети и внуки мастеров. У каждого из них папы и дедушки заняты в своей мастерской. Только у Расула родные работают над предметами быта, а у Гаджи родители заняты в ювелирной мастерской.
«Мои прадедушка, дедушка и папа мастера кубачинского искусства. Поэтому я не мог не научиться этому. Когда у меня не было никакого представления о гравировке, я думал, что это очень легкое дело. Оказалось, это трудоемкое занятие. Чтобы выгравировать орнамент на медной тарелке, понадобится месяц при условии, что будешь гравировать каждый день», — поделился Расул. Но тут же добавил, что к таким необходимым качествам для гравировщика, как терпение и усидчивость, важно и прислушиваться к себе: когда нет желания гравировать, лучше этого и не делать, орнамент не получится. У Расула свой метод: он отправляется на прогулку и настраивается на работу.
И Гаджи, и Расул понимают, что при высоком спросе изделий кубачинского мастерства это может стать для них основной работой, может стать хорошим источником дохода. Но они отдают себе отчет, что в будущем им предстоит освоить еще одну профессию. Расул смотрит в сторону технических специальностей, а Гаджи планирует стать стоматологом.
Дети создают свои шедевры
Занятия по кубачинскому искусству проходят после основных уроков в рамках программы дополнительного образования с 1-го по 11-й классы.
Райганат Касумова директор школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства «Обучение школьников основам кубачинского мастерства проводили еще в советское время. Выпускникам кроме аттестата выдавали диплом ювелира. В 1990-2000-х эту программу прекратили. И только в 2013 году ее запустили вновь силами учительского коллектива и Култум Куцуловой, которая в то время работала директором. Сейчас открыты несколько мастерских: гравировка, филигрань, эмаль, кольчугоделие, монтировка, вышивка. С детьми по этим направлениям работают около 10 преподавателей. В 11-м классе по стандарту ученики должны сдать экзамен по труду, его мы проводим в конце мая, до начала ЕГЭ. Собираем комиссию, приглашаем трех лучших мастеров села, чтобы они оценили работы детей. К экзамену школьники должны приготовить ответы по вопросам теории, касающимся металлов, инструментов, они должны подготовить экзаменационную работу и защитить ее. И с аттестатом мы выдаем свидетельство о том, что выпускник прошел курс по основам кубачинского искусства, там прописана и профессия, например, ювелир, гравер, золотошвея».
По словам Райганат Касумовой, в мастерских есть что обновить. Некоторые станки сохранены с советских времен, материалы закупают сами преподаватели, много что можно улучшить и развить.
В прошлом году занятия посещали около 150 детей — столько ребят в целом учились в школе имени А. Г. Караева. Там же действует обновленный музей, где выставлены работы из серебра и меди учеников, выпускников, их дипломы, грамоты. Многие выпускные работы мастера отмечают как исключительные и безукоризненные. Выполненные предметы добавляют в музей с гордостью. А в кабинетах мастерских хранятся лучшие эскизы учеников, пробные работы на металле.
Кубачинское мастерство — это часть культуры жителей аула наряду с общепринятыми вечными истинами о добре, уважении и верности. Поэтому старшие поколения стремятся любыми способами воспитать эту любовь к искусству в своих детях и внуках, в своих учениках, обучая их прикладным знаниям.