По соцсетям разнеслась страшная весть: дескать, из-за украинских атак российские НПЗ снизили мощности переработки нефти на 38%, от этого стране грозит дефицит топлива, который уже затронул ряд регионов. На самом деле, ситуация пока не столь драматична, а цифра в 38% не совсем корректна.
Производим больше, чем потребляем
Сейчас по экспертным оценкам суммарные мощности всех НПЗ составляют 327 млн тонн в год, однако на деле они перерабатывают 260-270 млн тонн, а внутреннее потребление составляет не более 120 млн тонн нефтепродуктов. Таким образом, во-первых, не менее 20% мощностей НПЗ и так не задействованы, во-вторых, остальные мощности производят нефтепродуктов гораздо больше, чем требуется внутреннему рынку. Дизеля — почти вдвое больше потребляемого внутри страны, бензина — на 15-16% (в последние годы нефтяники как раз экспортировали примерно 15% производимого бензина). Помимо этого, производится еще нафта (полуфабрикат бензина, примерно 60% от объема производства бензина), которая вся идет на экспорт. Если понадобится, из нее тоже можно делать бензин, хотя он будет не высшего качества. Так что, даже несмотря на то, что украинские удары по НПЗ нанесли ущерб, ситуация пока не критичная, и возникший в ряде регионов локальный дефицит нефтепродуктов, скорее, связан с логистическими проблемами (надо оперативно перебрасывать большие объемы топлива на фоне ремонта тех или иных «привязанных» к данному региону НПЗ), чем с недостаточным производством. Во-вторых, перебои носят пока также временный характер, совпав с пиком потребления в летний сезон отпусков и уборочных работ в начале осени.
По данным аналитиков рынка, на самом деле из-за ремонтов и инцидентов на НПЗ в 2025 году выпуск бензина снизился не на 38%, а лишь примерно на 10% — со 123,6 тыс. тонн в январе до 110-112 тыс. тонн в сентябре, дефицит именно бензина в сентябре составил на фоне пикового спроса не более 20%. По другим данным — Росстата — производство нефтепродуктов в августе 2025 года сократилось на 6,3%, в сравнении с августом 2024 года, и на 4,2% — в сравнении с июлем 2025 года.
Что еще делается для стабилизации?
Вице-премьер Александр Новак, курирующий ТЭК, уверяет, что ситуация на внутреннем рынке топлива находится под контролем, а в «проблемных» регионах проблемы «решаются в ручном режиме». Он добавил, что для увеличения производства бензина и дизельного топлива изучаются возможности использования различных химических соединений и добавок. По его словам, «на сегодняшний день действительно есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счет накопленных остатков, всегда такая практика была».
Для предотвращения топливного кризиса правительство уже ввело ограничения на экспорт бензина (до конца года), также запрещен экспорт дизеля для тех, кто не является его производителями.
Есть отдельная проблема с мелкими частными АЗС (их число составляет 60% рынка), некоторые из которых оказались нерентабельны — из-за перебоев с поставками бензина, сокращения его биржевых продаж и, как следствие, роста оптовых цен, которые сравнялись, а в некоторых регионах даже превысили розничные. Причины, по которым оптовые цены могут превышать розничные, сводятся не только к сезонному повышению спроса и ремонтам на НПЗ, но и объясняются системой госрегулирования цен и налоговой политикой: розничная цена на бензин складывается из множества составляющих, включая налоги. Предусмотренный механизм демпфера призван регулировать цены на внутреннем рынке в пределах инфляции, но в условиях дефицита предложения и других факторов он мог не полностью компенсировать рост оптовых цен, что привело также к превышению и розничных цен. Более 350 АЗС в последние пару месяцев вынуждены были закрыться. Для стабилизации в этой части топливного рынка, очевидно, нужны дополнительные меры регулирования, в том числе механизма ценообразования, с тем, чтобы, с одной стороны, компенсировать АЗС рост налоговой и кредитной нагрузок, с другой — не взвалить на потребителей непосильную ношу. К тому же слишком сильное повышение цен на топливо может стать мощным инфляционным фактором.
Запасной прием
Есть и еще одна мера в «запасе» у правительства — купировать локальные проблемы дефицита топлива за счет импорта. «Гасить» временные проблемы на внутреннем рынке за счет импорта уже удавалось успешно не раз — например, когда в силу разных причин наблюдался слишком резкий рост цен на яйца или картофель. В этом плане бензин ничем не отличается от картошки. Так, планируется обнулить ввозные пошлины на бензин (они сейчас составляют 5%) из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Это топливо будут ввозить через дальневосточные переходы три структуры — «Роснефть», ННК и «Промсырьеимпорт». Для импорта предусмотрено применение демпфера, чтобы избежать перекосов цен. Таким путем в России может быть поставлено дополнительно до 150 тыс. тонн бензина в месяц, что позволит перебросить часть сибирских объемов в центр России.
Теоретически могут быть даже задействованы импортные поставки бензина из Турции, куда в последнее время Россия резко нарастила продажу нефтепродуктов (с 6,6 миллионов тонн в 2021 году до 16,1 миллиона тонн в 2024 году), при этом загрузка турецких НПЗ возросла лишь на один процентный пункт. Теперь турки могут просто «реэкспортировать» то, что раньше гнали в Европу.
Ну и, наконец, пора уже заняться системным обеспечением безопасности НПЗ, сделав их менее уязвимыми для атак украинских дронов. Методы известны (скажем, разные защитные металлоконструкции) и не являются недостижимой вершиной новейших технологий. Надо просто взять — и сделать.