Только за 2024 год Роспотребнадзор получил от россиян 27 тыс. жалоб на некачественную и опасную пищевую продукцию. К сожалению, отравиться можно не только «паленым» алкоголем, но и невинным пирожком или консервированной фасолью. Поддельные под известные бренды обувь, одежда, бытовая техника наводнили наш рынок. Как защитить себя от контрафакта, в каких товарных категориях его больше всего, aif.ru рассказал президент международной ассоциации «Антиконтрафакт», депутат Госдумы РФ Владислав Резник.
— Евгений Никтовенко, aif.ru: Владислав Матусович, каков средний уровень контрафактной продукции на российском рынке?
— Владислав Резник: По различным оценкам объем контрафакта и фальсификата продолжает оставаться достаточно значительным. Доля его различается в зависимости от конкретного вида продукции и в среднем составляет 9% на сумму порядка 4,5-5 трлн руб.
Дело табак
— Покупая какие товары, риски нарваться на контрафакт выше всего?
— В числе ключевых групп контрафактных товаров — продукты питания, автомобильные товары и товары легкой промышленности.
— Какое положение дел на рынке алкоголя?
— В алкоголе ситуация улучшается, поддельной продукции становится меньше. В 2024 году было изъято 10,5 млн литров нелегальной продукции, что на 22% меньше, чем в 2023 году. Однако остаются проблемы с отдельными сегментами. Например, по результатам проверок импортных армянских коньяков, проведенных Ассоциацией «Антиконтрафакт» совместно с «Союзконьяком», нарушения обнаружены в 80% образцов. Почти в половине случаев по-прежнему выявляются спирты невиноградного происхождения, что показывает глубину проблемы.
— Что с табачной продукцией, молочкой?
— По данным исследований, доля незаконного оборота табачной продукции в третьем квартале 2024 года составила 10,8%. Конечно, это много, но ситуация постепенно улучшается. Молочная продукция после введения маркировки тоже очищается достаточно интенсивно, здесь одним из наиболее проблемных вопросов является фальсификация состава сливочных масел.
— Много нареканий у россиян вызывает фальшивки на рынке обуви, одежды.
— Да, обувь и одежда остаются проблемными сегментами, такие товары составляют 13,5% в структуре нелегальной продукции. Более трети от числа всех потребителей сталкивались с контрафактной одеждой и обувью.
Угроза здоровью нации
— Какую опасность таят такие товары для здоровья покупателей?
— Опасность колоссальная, особенно когда речь идет о товарах для здоровья. Подделки продуктов питания вызывают тревогу еще и потому, что обладают накопительным эффектом. Вред здоровью может проявляться не сразу, а накапливаться годами. Фактически это вопрос здоровья нации и национальной безопасности. При этом в лекарствах ситуация кардинально иная, там доля фальсификата и контрафакта составляет мельчайшие доли процента.
Кроме того, пристального внимания требует любая продукция, соприкасающаяся с нашей кожей. Поддельная косметика может содержать тяжелые металлы, вызывающие острые дерматиты и аллергические реакции. Особенно опасна поддельная детская продукция — игрушки, одежда. По данным таможни, в 2024 году выявлено более 1,2 миллиона единиц контрафактных детских товаров — это 15% от всех обнаруженных подделок.
— Где выше шансы нарваться на контрафакт – на маркетплейсах или в традиционных магазинах?
— Статистика показывает, что риски выше на онлайн-площадках. Более 20% всего контрафакта в России реализуется именно через интернет. Традиционные сетевые магазины имеют более низкие показатели, но и там встречаются нарушения, особенно в небольших розничных точках.
— Наши гиганты интернет-торговли закрыли глаза на сложившуюся ситуацию?
— Крупные маркетплейсы начали активно бороться с проблемой, внедряют системы верификации продавцов, сотрудничают с правообладателями, но до искоренения контрафакта им еще далеко.
— Государство помогает в борьбе с нелегальной продукцией, или торговля сражается в одиночку?
— Работа ведется системно по нескольким направлениям. Благодаря только цифровой маркировке нелегальный оборот шин снизился в два раза, парфюмерии — в пять раз, в легкой промышленности — на 36%. На рынке воды маркировка вывела из тени 557 производителей, на рынке икры — 93 компании. Количество легальных импортеров БАДов выросло в 10 раз, производителей — почти в три раза.
— Как такие меры отразятся на ценах на потребительские товары — не получится ли так, что все будет легально и очень дорого?
— Это распространенное опасение, но практика показывает иную картину. Действительно, первоначально внедрение систем контроля требует инвестиций от производителей, что может незначительно повысить цены — обычно в пределах 1%. Но в долгосрочной перспективе добросовестная конкуренция позволяет нивелировать такое подорожание. Опыт с алкоголем это подтверждает — цены остались на приемлемом для потребителя уровне, а качество значительно выросло.
Сам себе охрана
— Как обычному человеку защитить себя от контрафакта?
— Покупайте товары в проверенных местах, проверяйте маркировку через мобильное приложение «Честный знак» — им уже пользуются более 28 млн граждан. Внимательно изучайте упаковку — у подделок часто есть характерные признаки: плохое качество печати упаковки, орфографические ошибки, подозрительно низкая цена. Особую осторожность проявляйте при покупке продуктов питания и товаров для здоровья.
Помните: пытаясь купить самый дешевый продукт, не обращая внимания на потенциальные риски, в итоге вы тратите больше. Поддельный товар быстро выходит из строя, не имеет гарантии, а главное — может быть опасен. Каждая покупка контрафакта — это не только личный риск, но и поддержка теневого сектора, который прячет от государства средства на образование, медицину и социальную поддержку граждан.