Иран рассматривает возможность блокировки Ормузского пролива

Это ключевой маршрут для поставок нефти и сжиженного природного газа. Эксперты предупреждают: это может вызвать энергетический кризис и рост цен. Но в случае такого шага Ирана за освобождение этого пролива возьмутся большинство стран мира, отметил в эфире Бизнес ФМ ведущий эксперт Финуниверситета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков

Иран рассматривает возможность блокировки Ормузского пролива

Иран после атак со стороны Израиля рассматривает возможность перекрыть Ормузский пролив, через который проходит до трети мировых поставок сжиженного природного газа и до четверти глобального экспорта нефти и нефтепродуктов. Об этом сообщил иранский депутат Эсмаил Косари.

Ормузский пролив — это важнейшая логистическая артерия, связывающая страны Персидского залива, в том числе и сам Иран, с глобальными рынками через выход в Индийский океан.

Способен ли Иран заблокировать пролив и какие последствия это будет иметь, учитывая, что цены на нефть уже подскочили из-за войны на Ближнем Востоке? Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— В Персидском заливе окажется заперта большая часть нефти Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, самого Ирана. В этом плане это будет колоссальный удар по надежности поставок. И чем дольше удастся Ирану блокировать Ормузский пролив, тем выше будет подниматься цена, потому что у стран — крупных импортеров, у США, у стран ЕС есть стратегический запас нефти как раз на подобный случай. Поэтому какое-то время они будут проедать эти стратегические резервы, но дефицит все равно будет расти. Просто до физического дефицита пройдет какой-то период времени, и за это время буквально все попытаются этот пролив освободить — и производители, и потребители. То есть сразу, мгновенно в конфликт вступят США, ЕС, страны Залива. Причем это будет не только нефтяной кризис, но и газовый, потому что оказывается заперт в Персидском заливе еще СПГ из Катара — то есть он вообще никак не может вывезти свою продукцию, кроме как в виде сжиженного газа через Ормузский пролив. Потому что у Саудовской Аравии есть хотя бы несколько нефтепроводов на Красное море, а Катар окажется полностью заперт внутри Персидского залива — и это 20% мировой торговли СПГ мгновенно остановится. Поэтому будет рост цен не только на нефть, но и на газ.

— Кто-то останется в выигрыше?

— От этого выиграют производители, которые не используют Ормузский пролив: Россия, американские сланцевые производители — как раз нас называют главными бенефициарами, потому что мы ничего там не возим. С точки зрения газа мы, может быть, заработаем не так много, потому что у нас только трубопроводные маршруты, привязанные к стоимости газа на бирже, — это поставки в Венгрию, вообще на Балканский регион все идет по «Турецкому потоку». Наша поставка газа в Китай по «Силе Сибири» привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов на азиатских рынках. Поэтому мы здесь заработаем скорее на росте цен из-за повышения стоимости нефти именно. Но в любом случае основной для нас бонус будет в том, что просто нефть подорожает и мы будем продавать ее дороже — что в Китай, что в Индию. На индийском рынке у нас еще и снизится конкуренция, потому что второе и третье места занимают Ирак и Саудовская Аравия.

— Каким образом пролив можно заблокировать?

— Иран может это сделать, если затопит хотя бы несколько судов в самом узком месте Ормузского пролива — это уже создаст угрозу судоходству. Здесь вопрос, есть ли реально у Ирана подготовительные меры. Он всегда угрожал это сделать в случае, если для него будет какая-то экзистенциальная угроза либо если ему нанесут существенный экономический ущерб. То есть это шаг последней надежды для Ирана: если ему нечего будет терять, тогда он вполне может пойти на перекрытие Ормузского пролива. Потому что иначе он сам пострадает, а Иран экспортирует примерно 1,5 млн баррелей в сутки. Сейчас более вероятно не перекрытие Ормузского пролива, а сокращение экспорта из Ирана, потому что он вывозит всю свою нефть практически в Китай — что-то напрямую, что-то через Малайзию. И Китай записывает это как малайзийский импорт. Вот это более вероятно. Если экспорт из Ирана остановится или хотя бы сократится в два раза, это уже вызовет рост цен в район 80-90 долларов за баррель. Потому что, если при этом ОПЕК+ не будет замещать Иран и не поднимет квоты на добычу, то на мировом рынке тоже возникнет дефицит.

Иранские эксперты предупреждают, что перекрытие Ормузского пролива может вызвать резкое снижение объемов поставок нефти и привести к скачку цен до 250 долларов за баррель. Ранее на фоне израильского удара по Ирану цена нефти марки Brent уже выросла на 13% и достигла отметки 78,5 доллара.

Блокировкой пролива Тегеран угрожает не в первый раз. Ранее иранские власти заявляли, что пойдут на этот шаг в ответ на санкции Запада — в 2011 и 2018 годах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *